Вакцинная дипломатия России: успех «Спутника V» на мировой арене и внутренние вызовы

Кремль, предлагая свою вакцину «Спутник V» другим странам, не только зарабатывает пропагандистские очки, но и продвигает свои внешнеполитические интересы. Однако масштабным планам по экспорту противостоят ограниченные производственные мощности внутри страны.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия — Традиционно Россия делает ставку на военную мощь и экспорт энергоресурсов. Однако в последнее время ей удалось достичь значительного дипломатического успеха благодаря своей вакцине от COVID-19 — «Спутник V». В то время как США и страны Европы ограничивали экспорт вакцин, Россия, делясь своим препаратом, укрепила свой имидж на международной арене, действуя, в том числе, и в собственных интересах.

На сегодняшний день более 50 государств по всему миру, от Латинской Америки до Азии, заказали около 1,2 миллиарда доз российской вакцины. Это способствовало росту авторитета российской науки и расширению влияния Москвы.

1. Триумф с оговорками

Однако за внешним успехом скрываются серьёзные проблемы. Несмотря на доказанную эффективность «Спутника V», его производство отстаёт от планов, что ставит под сомнение способность России выполнить все экспортные обязательства, не забывая при этом о вакцинации собственного населения.

Точные данные о количестве произведённых и распределённых внутри страны доз остаются закрытыми. При этом российские официальные лица активно рекламируют экспортные успехи, наслаждаясь позитивным имиджевым эффектом от так называемой «вакцинной дипломатии».

«Мягкая сила — это огромная незаполненная ниша в глобальном статусе России, — отмечает Клифф Купчан, президент консалтинговой компании Eurasia Group. — Грамотно используя вакцины, можно значительно её усилить».

Европейские политики, однако, скептически относятся к активному продвижению Россией «Спутника V».

«Мы продолжаем задаваться вопросом: почему Россия предлагает теоретически миллионы доз другим странам, не обеспечив при этом достаточных темпов вакцинации у себя дома?» — заявила председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

2. Геополитические дивиденды

Несмотря на сомнения, вакцинная дипломатия уже принесла Москве ряд дивидендов. Поставки в Венгрию до общеевропейского одобрения вакцины углубили расколы внутри ЕС. Отправка партий в Украину подчеркнула медлительность Запада с поставками в эту страну. В Латинской Америке распространение вакцины сопровождалось дезинформацией, подрывавшей доверие к американским препаратам.

«Мы можем строить газопроводы, поставлять оружие, а теперь у нас появилось новое измерение мягкой силы — вакцины», — говорит Андрей Кортунов, президент Российского совета по международным делам.

Кремль использует даже небольшие символические поставки для пиара. Например, партия вакцины на 10 000 человек, доставленная в Боливию, была вручена лично президенту страны и российскому послу под пафосные заявления о «братской помощи».

«„Спутник“ выходит на новые орбиты», — хвасталось российское МИД, демонстрируя загрузку доз для Аргентины.

3. Внутренний скепсис и логистические проблемы

При этом внутри России, одной из стран с наибольшей избыточной смертностью от COVID-19, темпы вакцинации остаются крайне низкими. Полную вакцинацию прошло менее 2% населения. Для сравнения, в США первую дозу получили около 12% граждан.

Аналитики связывают это с глубоким недоверием россиян к собственным властям, которое распространяется и на вакцину, несмотря на положительные результаты клинических испытаний. Опросы показывают, что более половины населения не планируют прививаться. Пустые пункты вакцинации в Москве и тот факт, что президент Владимир Путин ещё не сделал прививку публично, лишь усиливают скепсис.

«Пока любой желающий может получить вакцину, экспорт воспринимается скорее как повод для гордости, — считает политолог Екатерина Шульман. — Но если возникнет массовый спрос на фоне нехватки из-за экспорта, это может стать политической проблемой».

Основные проблемы лежат в производственной плоскости и отражают системные экономические сложности. Патент контролируется государственными структурами, а производство ведётся частными заводами по контрактам, которые не стимулируют инновации.

Профессор Дмитрий Кулиш, консультант фармкомпаний, отмечает, что производители столкнулись с задержками из-за нехватки китайского биотехнологического оборудования, которое Россия не выпускает.

Генеральный директор компании «Биокад» Дмитрий Морозов называет технологию производства «капризной». Его компания, получившая контракт в сентябре, к февралю произвела лишь 1,8 млн комплектов, что несопоставимо с сотнями миллионов, обещанных зарубежным партнёрам. Из-за низкой рентабельности контрактов на вакцину компании приходилось часть мощностей резервировать под производство более прибыльных препаратов, например, от рака.

В долгосрочной перспективе Россия рассчитывает на иностранных производителей в Индии, Южной Корее и Китае, но их выход на полную мощность займёт ещё несколько месяцев. В Кремле уверяют, что зарубежное производство покроет внешний спрос, избежав дефицита внутри страны.

Пока же российские медики на передовой борьбы с COVID-19 зачастую не имеют доступа к вакцине. Хирург Юрий Коровин из Новгородской области, который тяжело переболел коронавирусом в декабре, так и не был ей предложен.

«Конечно, нельзя забывать о своих людях», — говорит он, рассуждая об экспорте вакцин.

Обратите внимание: Илон Маск удваивает скептицизм против Covid-19 и говорит, что не будет принимать вакцины в будущем!.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Россия предложила миру миллиард доз вакцины. Кто согласился?.