Кремль набрал пропагандистские очки и подкрепля несколько своих внешнеполитических целей, предлагая свою вакцину Sputnik V в мире. Но его производственные мощности ограничены.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Россия — В своей внешней политике Россия склонна отдавать предпочтение жесткой линии военной мощи, экспорта нефти и газа. Но в последние месяцы Кремль добился широкого дипломатического триумфа из неожиданного источника: успеха своей вакцины от ковида, Sputnik V.
В то время как Соединенные Штаты и европейские страны рассматривали или применяли запреты на экспорт вакцин, Россия заслужила аплодисменты, делясь своей вакциной со странами по всему миру в явном акте собственных интересов.
На сегодняшний день более 50 стран, от Латинской Америки до Азии, заказали 1,2 миллиарда доз российской вакцины, что способствовало улучшению имиджа российской науки и увеличению влияния Москвы во всем мире.
Однако в России не всегда все так, как кажется, и этот очевидный триумф дипломатии мягкой силы может быть не тем, что хочет видеть мир. Несмотря на то, что Sputnik V, несомненно, эффективен, его производство задерживается, что вызывает сомнения в том, может ли Москва обещать экспорт гораздо большего количества доз вакцин, чем может поставить, и делать это за счет своих собственных граждан.
Фактическое количество доз, распределенных по России, является государственной тайной, считает профессор Московского научно-технического института, Дмитрий Кулиш. Однако российские чиновники хвастаются массовым экспортом вакцин и злорадствуют в теплой яркости генерированной ею вакцинной дипломатии.
«Мягкая сила — это огромный, большой вакуум в глобальном статусе России», — сказал в телефонном интервью Клифф Купчан, президент консалтинга Eurasia Group по рискам и бывший американский дипломат. Если вы хорошо разыгрывете здесь свои карты, вакцины могут быть очень важны.
Европейские чиновники начали опровергать агрессивную коммерциализацию Россией Sputnik.
«Мы продолжаем задаваться вопросом, почему Россия предлагает, теоретически, миллионы и миллионы доз, не добившись достаточного прогресса в вакцинации собственного народа», — заявила на пресс-конференции в среду президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. Мы должны ответить на этот вопрос.
Несмотря на сомнения, вакцинная дипломатия уже благоприятствовала ряду целей для Москвы: она способствовала углублению расколов внутри Европейского союза, отправив партию в Венгрию до того, как регулирующие органы одобрили ее для всего блока; она вызвала внутренние разногласия в Украине , подчеркнув медленные поставки западных вакцин в страну; и дезинформация, распространяемая в Латинской Америке , которая подрывала доверие общественности к вакцинам, изготовленным в Соединенных Штатах.
«Мы готовы прокладывать газопроводы и поставлять дешевую энергию, можем продавать им оружие и теперь у нас есть это другое измерение, эта мягкая сила: мы готовы предложить им вакцины», — сказал Андрей Кортунов, президент Совета по международным делам России, неправительственной группы, которая анализирует внешнюю политику России.
Игнорируя своих критиков, Кремль воспользовался каждой возможностью, чтобы увеличить свой экспорт, некоторые из них довольно незначительные.
Достаточное количество вакцин для 10 000 человек, например, прибыло в Боливию в прошлом месяце. Вакцину получили президент страны Луис Арсе и посол России.
"Мы поздравляем братский народ Боливии на качественно новом уровне в борьбе с коронавирусом", - говорится в сообщении МИД РФ.
«Спутник» выходит на новые орбиты», — похвастался МИД в этом месяце государственным телевизионным репортажом, в котором с гордостью были показаны коробки с тысячами доз вакцин, загруженных на самолет, отправляющий Россию в Аргентину.
В России, по крайней мере, до сих пор негативных реакций на экспорт практически не наблюдалось, несмотря на то, что по итогам 2020 года она была третьей страной в мире с наибольшим количеством избыточной смертности, после США и Бразилии.
Только 2,2 миллиона россиян (менее двух процентов) получили первую дозу двухинъекционной вакцины. В США, напротив, первые инъекции получили 40,3 млн человек (около 12 процентов), несмотря на то, что вакцинация была случайной.
Причина такого отсутствия общественного признания, по мнению аналитиков, в том, что многие россияне настолько не доверяют собственному правительству, что отвергают клинические испытания, которые показали, что Sputnik V безопасен и очень эффективен .
Обратите внимание: Илон Маск удваивает скептицизм против Covid-19 и говорит, что не будет принимать вакцины в будущем!.
В опросе, проведенном прошлой осенью, 59 процентов россиян заявили, что не намерены получать вакцинацию .Недоверие настолько глубокое, что полностью заполненные центры вакцинации Москвы обычно пусты. Страхам не помог пример президента Владимира Путина, который еще не был вакцинирован.
"Если возникнет массовый спрос на вакцинацию, что противоречит нехватке лекарств из-за экспорта, то это может стать политической проблемой", - сказала Екатерина Шульманн, ассоциированный член лондонского научно-исследовательского института Chatham House, об использовании вакцины во внешней политике. «Сейчас любой, кто хочет получить прививку, может это сделать, поэтому это скорее источник гордости за то, что Россия была в числе первых, у кого была вакцина, и что мы также помогаем другим».
Непонятно, как долго продлится эта ситуация, учитывая проблемы производства вакцин, которые несколько символизируют общие экономические проблемы России, вытекающие в основном из государственного контроля.
Патент на вакцину контролируют два государственных учреждения: научно-исследовательский институт и суверенный фонд благосостояния. Эти учреждения отвечают за экспортные и производственные соглашения, в то время как семь частных фармацевтических заводов производят большую часть вакцины по контрактам, которые предлагают небольшие финансовые стимулы для инноваций или даже долгосрочных инвестиций.
Профессор Кулиш, консультант российских фармацевтических компаний, сказал, что несколько производителей вакцин отложили производство на месяцы в прошлом году в ожидании критически важных единиц оборудования, которое производится в Китае и которое было дефицитным во время пандемии.
"К сожалению, Россия не производит никакого биотехнологического оборудования", - сказал он, добавив, что ожидает увеличения производства с этого месяца.
Но это еще предстоит увидеть. На этой неделе в центре по производству вакцин, заключенном на контракт компанией на окраине Петербурга, линия полосного производства вакцины Sputnik покинула производственную линию, каждая из которых содержит пять доз и потенциал для спасения жизней.
Однако увеличение производства было проблемой. «Это очень капризная технология», — сказал генеральный директор компании Biocad Дмитрий Морозов. Его компания получила контракт в сентябре и к началу февраля произвела только 1,8 миллиона двухдозовых наборов, далеко не сотни миллионов, обещанных Кремлем иностранным покупателям.
Морозов рассказал, что его завод имел возможность производить в два раза больше вакцин. Но контракты на вакцинацию настолько дорогие, что теряют деньги с производством, что вынудило его прошлой осенью резервировать половину своих мощностей для прибыльного лекарства от рака. С тех пор он добавил дополнительные линии вакцин.
В долгосрочной перспективе Россия ищет иностранных производителей для расширения производства и подписала соглашения с компаниями в Индии, Южной Корее и Китае. Но, похоже, эти компании находятся в нескольких месяцах от производства вакцины.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков в прошлом месяце заявил, что будущее производство за рубежом удовлетворит спрос иностранных государств, что позволит избежать дефицита в стране.
На данный момент российские врачи, которые посещают переполненные палаты COVID-19, жалуются, что им пришлось продолжать работу, не предлагая вакцину. 62-летнему хирургу из Новгородской области, северо-запада Москвы Юрию Коровину, до того как заболел, в конце декабря, не предложили дозу.
«Конечно, нельзя забывать о своих людях», — сказал он об экспорте, даже кашляя и испытывая трудности с дыханием, в телефонном интервью.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Россия предложила миру миллиард доз вакцины. Кто согласился?.