Новый закон о рабочих профессиях для школьников: возможность или полумера?

Государственная Дума приняла поправки в закон «Об образовании», которые открывают для девятиклассников, не сдавших Основной государственный экзамен (ОГЭ), возможность параллельно с подготовкой к пересдаче освоить одну из рабочих специальностей. Этот шаг законодатели позиционируют как помощь в профессиональном самоопределении, однако эксперты сомневаются в системности подхода и ясности конечных целей реформы.

1. Суть нововведения и ожидаемый охват

Законопроект, носящий в основном технический характер, был внесен на рассмотрение еще летом 2025 года. Согласно принятым нормам, право организовывать такое обучение и выбирать конкретные профессии (их в перечне более пяти тысяч) передается на уровень субъектов Федерации. Важный нюанс: программа носит добровольный характер и не является принудительной мерой для неуспевающих учеников.

Как отмечает глава думского комитета по просвещению Ирина Белых, инициатива, по прогнозам, затронет сравнительно небольшой процент выпускников 9-х классов — около 2–3%, что в абсолютных цифрах составит 25–40 тысяч человек в год. По ее словам, интерес к рабочим специальностям среди учеников 7–8 классов уже заметен в регионах, причем в некоторых субъектах подобные программы для школьников действуют уже сегодня.

2. Экспертные оценки: от сомнений до осторожного оптимизма

Мнения экспертов относительно нововведения разделились. Публицист и член КПРФ Алексей Брагин выразил серьезные сомнения в продуманности реформы. Он указывает на отсутствие у инициаторов четкого понимания стратегических целей преобразований в образовании.

— Любые резкие перемены и «шарахания» вредят стабильности школьной системы, где должен преобладать здоровый консерватизм, — считает Брагин. — Даже благие намерения, лишенные ясной цели, могут принести больше вреда, чем пользы. Опыт 1990-х годов, с бесконечными экспериментами вроде замены цвета чернил в тетрадях, это подтверждает. Сегодняшняя проблема часто кроется не в отсутствии программ, а в климате внутри класса, где учитель зачастую лишен авторитета и инструментов для поддержания дисциплины. Возможно, стоит вспомнить советский опыт создания специальных учебных заведений для тех, кто сознательно мешает учебному процессу.

Историк и заслуженный учитель России Александр Снегуров видит в законе рациональное зерно, хотя и отмечает его «рыхлость».

— Для части учащихся девять лет общеобразовательной школы — это действительно предел, — поясняет Снегуров. — Им необходима иная социально-образовательная траектория. Освоение рабочей профессии может стать для них такой альтернативной площадкой. Однако ключевой вопрос — в качестве реализации. Нужно, чтобы полученная специальность была востребована и не вела в итоге к безработице.

3. ОГЭ как «табуретка» и ностальгия по УПК

В ходе обсуждения эксперты затронули и более фундаментальную проблему — саму систему итоговой аттестации. Александр Снегуров провел аналогию, сравнивая постоянные точечные изменения в процедуре ОГЭ с «выравниванием ножек у табуретки».

— Законодатели то тут, то там «подпиливают» правила, — говорит он. — Но, возможно, пора задуматься не о ремонте, а о замене самой «табуретки» — то есть о поиске альтернативных форм оценки знаний для тех, кому стандартный академический путь не подходит.

В качестве успешного исторического прецедента оба эксперта невольно вспомнили советскую систему УПК (учебно-производственных комбинатов). Снегуров, лично получивший в школе разряд фрезеровщика, отмечает, что такой опыт был организованно встроен в учебный процесс и не носил стигматизирующего характера. Возрождение уважения к рабочему труду и создание современных, эффективных аналогов УПК видятся ему необходимым условием успеха любой подобной инициативы.

Таким образом, новый закон создает правовую основу для вариативности в образовании, но его реальная эффективность будет полностью зависеть от деталей реализации на местах, обеспечения качества профессиональной подготовки и изменения общего отношения общества к рабочим специальностям.

Обратите внимание: США хотят противостоять РФ и КНР с помощью новых технологий.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Депутаты надеются приобщить учеников к рабочим профессиям, но систему экзаменов менять не хотят.