Лады на Кубе: советское наследие, вызывающее страсть и преданность

Гавана (AP) — Их часто можно увидеть на обочине дорог Кубы с поднятым капотом, пока владелец размышляет над очередной поломкой. Старые русские автомобили «Лада» заслужили репутацию неудобных, расточительных, жестких и даже деревенских. Однако, несмотря на все недостатки, эти машины стали неотъемлемой частью кубинского пейзажа и культуры.

1. Символ статуса и наследие эпохи

«Лады» — это, пожалуй, самое заметное наследие советской эпохи на острове. В стране, где ощущается острый дефицит транспорта, владение даже такой капризной машиной становится символом статуса. Их владельцы готовы совершать настоящие инженерные чудеса, зачастую тратя значительные суммы, чтобы поддерживать свои автомобили на ходу.

2. Рождение сообщества: Клуб Lada Cuba

Страсть к этим автомобилям объединяет людей. В конце прошлого года группа энтузиастов основала клуб Lada Cuba, и менее чем за четыре месяца в нем насчитывается уже около 140 членов. Клуб — это не просто встречи, это сообщество взаимопомощи. Участники вместе сдают кровь, помогают друг другу в ремонте и, конечно, обмениваются ценными советами, трюками и деталями.

«Всегда говорили, что „Лада“ — это машина кубинца», — отмечает 29-летний механик Карлос Родригес, возглавляющий клуб.

3. Встречи энтузиастов: от автомойки до парка

Недавно около 50 владельцев собрались на автомойке в районе Марианао в Гаване. Они коллективно мыли свои автомобили, обсуждали механические тонкости, шутили и делились успехами. После этого колонна «Лад» с общим сигналом отправилась в парк на окраине города.

Некоторые владельцы украшают свои квадратные автомобили, добавляя, например, графику с серпом и молотом. Другие адаптируют современные детали, чтобы машины продолжали ездить. Но есть и те, кто стремится сохранить свои экземпляры в идеально оригинальном состоянии с конвейера.

«Все, что у него есть, оригинально — кузов, весь металл, крыло, дверная панель, подножка, ничего никогда не менялось», — с гордостью говорит 45-летний государственный служащий Александр Агирре, демонстрируя голубую «Ладу» 1976 года выпуска.

4. Исторический контекст: от американских авто к советским

В конце 1950-х годов Куба была одной из стран с наибольшим количеством автомобилей на душу населения, и улицы Гаваны украшали винтажные «Форды», «Понтиаки» и «Шевроле». Однако Кубинская революция и последовавшие санкции со стороны США полностью перекрыли импорт американских машин и запчастей.

Экономика острова переориентировалась на советский блок, и первые «Лады» появились здесь в конце 1960-х годов, как поясняет механик и издатель специализированного журнала Вилли Йерро Аллен. Точное количество ввезенных автомобилей неизвестно, но эксперты оценивают его в 80–100 тысяч.

5. Привилегия владения и вызов содержания

«Лады» тысячами работали такси, использовались в госучреждениях, а право на их покупку получали лидеры партии, видные рабочие или деятели культуры.

«Моя машина принадлежала подполковнику и его жене, чиновнице бывшего Министерства экономики, — рассказывает 33-летний профессор истории и вице-президент клуба Бенито Альбиса. — После 40 лет работы с машиной у них не было средств на обслуживание, и они продали её нам».

Содержание «Лады» — это постоянный вызов. Запчасти доставляют через «мулов» (людей, которые вручную возят товары на остров), а некоторые детали приходится изготавливать кустарным способом. Но для владельцев эти усилия того стоят.

«Я горжусь тем, что он у меня есть, — говорит президент клуба Карлос Родригец о своей белой «Ладе». — Я забочусь о нём, как о своём сыне».

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Лады возбуждают страсти.