Эрмитаж о спорах вокруг обнаженных скульптур: реакция общества — симптом проблем

Генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский выразил сожаление в связи с тем, что общественное внимание оказалось приковано к вопросу о влиянии обнаженных скульптур на несовершеннолетних, а не к представленной им программе развития музеев в постковидный период. Об этом сообщила пресс-служба Эрмитажа.

«Я искренне огорчен, что после моей пресс-конференции, на которой была изложена комплексная программа развития Эрмитажа и музеев в целом, наибольший резонанс вызвал рядовой и давний вопрос об обнаженных скульптурах. Этот вопрос периодически возникает в музейной практике и был упомянут мной скорее в шутливом контексте», — приводятся слова Михаила Пиотровского.

1. Повод для обсуждения: жалоба от частного лица

Ранее директор Эрмитажа сообщил, что музей получил официальную жалобу, в которой выражалась обеспокоенность негативным влиянием произведений искусства, изображающих обнаженную натуру, на молодых посетителей. Как уточнили в пресс-службе, обращение поступило от частного лица в администрацию Санкт-Петербурга и было перенаправлено в Эрмитаж, поскольку в нем упоминался музей.

По словам Пиотровского, автор письма, «одна гражданка», обратилась в городскую администрацию, выразив в своем послании тревогу относительно общего уровня воспитания и цивилизованности в России.

2. Суть претензий и предложение

Основное возмущение заявительницы вызвало то, что детям в залах Эрмитажа доступны для обозрения скульптуры обнаженных фигур, в основном мужских, а также изображения обнимающихся людей. В связи с этим она предложила организовать для подобных экспонатов отдельное помещение с маркировкой «18+», ограничивающей доступ несовершеннолетних.

«Тот факт, что эта история вызвала такой ажиотаж, — это симптом, как и само письмо. Это показатель того, что в нашем обществе существуют определенные проблемы со здоровым восприятием искусства», — прокомментировал ситуацию Михаил Пиотровский.

3. Позиция музея: особая территория и свои правила

Глава Эрмитажа подчеркнул, что музей представляет собой особое культурное пространство со своими внутренними правилами. «Музей — это территория, где допустимо то, что недопустимо в общественном пространстве. На улице нельзя ходить обнаженным или устанавливать подобные скульптуры рядом со школой — и это, вероятно, правильно. Но в музее действуют иные нормы, которые устанавливает сам музей. Посетитель может не приходить в музей, но диктовать ему, как и что выставлять, — недопустимо. В данном случае мы видим конфликт, где свобода и права одного человека не должны ущемлять свободу и права другого», — заключил он.

4. Исторический контекст: похожий случай в 2016 году

Дискуссии вокруг обнаженных скульптур в публичном пространстве Санкт-Петербурга возникали и ранее. Летом 2016 года в городе разгорелся скандал вокруг копии статуи Давида, выставленной на улице в рамках экспозиции «Микеланджело. Сотворение мира». После жалобы на «непристойность» памятника, поступившей к уполномоченному по правам ребенка, среди горожан даже провели опрос о необходимости «одеть» статую. В итоге скульптура осталась без изменений.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В Эрмитаже сожалеют, из-за обнаженных скульптур.