США разрешили полёты над Крымом, сохраняя формальные претензии к его статусу

Федеральное авиационное управление США (FAA) приняло решение снять ранее действовавшие ограничения на полёты гражданской авиации в воздушном пространстве над Крымским полуостровом, официально обозначаемом как «район полетной информации Симферополя». Это означает, что американские авиакомпании теперь могут выполнять рейсы в этой зоне без каких-либо специальных запретов.

Источник: яндекс.картинки

Данное решение контрастирует с позицией, занятой США и Европой в 2014 году, когда после воссоединения Крыма с Россией были введены жёсткие ограничения на авиасообщение с полуостровом. В FAA объяснили текущую отмену запрета действиями Украины, которая, по мнению ведомства, «снизила уровень опасности для гражданской авиации». При этом в официальном заявлении Россия представлена как сторона, предъявляющая «незаконные территориальные претензии» и создающая альтернативную систему аэронавигации.

Отдельно американские власти подчеркнули, что снятие ограничений не следует трактовать как признание Крыма частью Российской Федерации. США по-прежнему официально считают полуостров украинской территорией.

1. Экспертная оценка: дипломатическая игра и реальное положение дел

Директор Международного фонда «Центр геополитических экспертиз» Валерий Коровин считает, что подобная оговорка является стандартным дипломатическим приёмом, призванным замаскировать очевидный практический вывод. По его мнению, логика FAA проста: если над территорией России летать безопасно, то и над Крымом, который де-факто контролируется Москвой, — тоже. Официальная оговорка добавлена, чтобы избежать политических обвинений, следуя уже знакомой схеме, как это было, например, с заявлениями о европейской системе ПРО, которая формально не направлена против России.

При этом FAA сохранило запрет на полёты над территорией Восточной Украины (Донбассом), продлив его до 27 октября 2021 года. Это решение объясняется сохраняющейся «опасностью для гражданской авиации» в связи с продолжающимся конфликтом. Коровин связывает такую осторожность, в частности, с трагедией рейса MH17 «Малайзийских авиалиний», сбитого в небе над Донецкой областью в июле 2014 года. Несмотря на версию международной следственной группы о причастности России, крупные державы, включая США, не делают окончательных выводов, но предпочитают не рисковать.

Источник: ria.ru

«После крушения "Боинга" стало опасно летать над Украиной. Поэтому над ней и не летают, а над Крымом летают, потому что это безопасная территория России. Но открыто они это не скажут, продолжая на официальном уровне поддерживать своего партнера – Украину. Это просто риторическая игра. Донбасс пока не признают за Россией, в США надеются побороться за эту территорию с помощью ВСУ. А с Крымом уже все понятно», — пояснил политолог.

2. Политический контекст и итоги

По мнению эксперта, поддержка Украины со стороны Вашингтона носит во многом символический характер и является «дипломатическим реверансом», позволяющим сохранять отношения с Киевом. Фактическое же разрешение полётов над Крымом, по его оценке, свидетельствует о признании реального контроля России над полуостровом и его стабильности с точки зрения авиационной безопасности.

Напомним, что решение о воссоединении Крыма с Россией в 2014 году было принято по результатам референдума, на котором подавляющее большинство жителей высказалось за этот шаг. Украина и ряд западных стран не признают итоги голосования, считая полуостров временно оккупированной территорией. Однако практические шаги, такие как решение FAA, показывают расхождение между политической риторикой и реальной оценкой ситуации на месте.