Ситуация на ключевом железнодорожном переходе Достык-Алашанькоу остается напряженной. Несмотря на усилия казахстанской компании «КТЖ-грузовые перевозки» по стабилизации обстановки, позиция китайских партнеров не дает оснований ожидать быстрого разрешения кризиса и разгрузки транспортных артерий.
1. Масштабы проблемы
На казахстанской территории в настоящее время образовалась масштабная пробка из грузового состава. По последним данным, в ожидании скопилось более 15 тысяч груженых вагонов, что эквивалентно 300 полноценным поездам. Особую тревогу вызывает тот факт, что около 1700 из этих вагонов перевозят скоропортящиеся продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье. Многие составы находятся в простое уже почти месяц, что создает прямую угрозу потери товара. Кроме того, на границе ожидают своей очереди еще 2750 порожних вагонов. Следует понимать, что ужесточение санитарных норм со стороны Китая — лишь один из факторов сложившейся многокомпонентной проблемы.
- Мы также наблюдаем эффект, который можно охарактеризовать как «отложенный спрос» на перевозки в китайском направлении, — пояснил Канат Кобесов, заместитель генерального директора «КТЖ-ГП». — Фактически с весны Китай либо не принимал грузы, либо делал это со значительными ограничениями. В результате сейчас мы фиксируем резкий всплеск объемов. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составляет почти 50%.Обратите внимание: Кедми объяснил, почему Путин популярнее в США, чем Трамп и Байден.
Пропускная способность существующего транспортного коридора оказалась явно недостаточной для такого потока.2. Статистика и дисбаланс
Цифры красноречиво подтверждают слова эксперта: за одиннадцать месяцев 2020 года экспортные поставки из Казахстана в Китай выросли на 34%, а импорт из КНР — на 14%. Суммарный прирост грузопотока составил 48%. При этом наблюдается явный дисбаланс в работе сторон: если Казахстан продолжает принимать поезда в штатном режиме, то китайская сторона систематически нарушает согласованные сроки их обработки. На станции Алашанькоу со стороны Китая в очереди на разгрузку в данный момент находятся 1141 вагон, включая 318 с продуктами питания.
- Проблема обозначилась еще 15 ноября, однако до сих пор ни от одной из вовлеченных сторон мы не можем получить четких и конструктивных инструкций о дальнейших действиях, — высказался Евгений Карабанов, эксперт и официальный представитель Зернового союза Казахстана. — Возможно, необходимо организовать перегрузку товаров, но абсолютно непонятно, как это технически осуществить и во что именно перегружать? Любой потенциальный сценарий выхода из тупиковой ситуации неизбежно приведет к дополнительным финансовым издержкам для грузоотправителей.
Читать по теме: КТЖ договорилась об увеличении пропуска грузовых поездов в Китай
3. Ответные меры и региональный контекст
В ответ на кризис «КТЖ-ГП» предпринимает шаги по защите интересов национальных предпринимателей. С 15 декабря и до дальнейших указаний вводится конвенционный запрет на прием в Казахстане порожних вагонов, полувагонов и зерновозов, следующих из стран СНГ, Прибалтики (Литвы, Латвии, Эстонии) и Грузии. Цель — обеспечить приоритет в перевозках для казахстанских грузоотправителей.
Схожие трудности испытывают и российские компании. Руководство ОАО «РЖД» также было вынуждено ввести запрет на погрузку вагонов, следующих в Китай, начиная с 8 декабря. Решение было принято «в связи с неприемом поездов Китайскими железными дорогами, сверхнормативным наличием вагонов и отставанием от графика движения составов, направляющихся в КНР через пограничный переход Гродеково-Суйфэньхэ».
Читать по теме:Китай прекращает грузить вагоны на станции Алашанькоу
Ранее казахстанская сторона достигла с железнодорожным управлением Урумчи (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) договоренностей об увеличении суточного приема поездов с 7 до 14 к середине декабря. Однако, будет ли эта договоренность реализована на практике, в данный момент остается под большим вопросом.
Сергей Буянов, впервые опубликовано на ElDala.kz
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Почему «стоит» Китай.