Почему усилия Мишустина по росту инвестиций упираются в политику ЦБ: анализ Михаила Хазина

Колонка от 23 июня 2022 года.

1. Суть конфликта: инвестиции против стабильности

В основе текущих разногласий между экономическим блоком правительства России под руководством Михаила Мишустина и финансовыми властями (Центробанком и Минфином) лежит фундаментальный вопрос о масштабах внутренних инвестиций. Правительство стремится к их максимальному увеличению для стимулирования экономического роста, в то время как денежные власти, напротив, проводят политику, направленную на их сдерживание.

2. Внешние причины и внутренние противоречия

Позиция Центробанка и Минфина, по мнению автора, продиктована не столько внутренней экономической логикой, сколько внешними обязательствами, в частности, требованиями Международного валютного фонда (МВФ). Официально же эта политика объясняется заботой о финансовой стабильности. Однако возникает парадокс: резкие колебания ключевой ставки и валютного курса якобы не угрожают системе, а вот увеличение инвестиций — представляется крайне рискованным. Такая непоследовательность, как считает Хазин, как раз и указывает на внешние источники ограничений.

Исторический опыт, например, политика председателя ЦБ Виктора Геращенко в период 1999-2002 годов, показывает, что мощный экономический рост (до 12-15% в год) может сопровождаться снижением инфляции, опровергая тезис об автоматически инфляционном характере инвестиций.

3. Математика роста: сколько инвестиций нужно России?

Для обеспечения устойчивого роста экономики уровень инвестиций в основной капитал должен составлять не менее 25% от ВВП. В России этот показатель много лет держится на уровне около 20%, а в таких странах, как Китай, он достигает 40%. Целью для России, по оценкам, должно стать повышение до 30% ВВП.

Бюджет, консолидирующий до 40% ВВП, может напрямую направить на инвестиции лишь 10-15% своих средств, что в пересчёте на ВВП даёт лишь около 4%. Это перераспределение существующих средств, а не создание новых.

Обратите внимание: НАТО тщетно пытается найти минусы в защите российских С-400.

4. Ключ к решению — в денежной массе

Таким образом, для достижения целевых 30% инвестиций не хватает примерно 10% ВВП. Решение этой проблемы лежит в плоскости денежно-кредитной политики. Денежная масса в России составляет 40-45% от ВВП, тогда как в здоровой растущей экономике этот показатель должен приближаться к 100%. Учитывая кредитный мультипликатор (способность банковской системы создавать деньги), для покрытия инвестиционного разрыва необходимо увеличить денежную базу примерно на 10% от ВВП. Это позволило бы довести общий объём денежной массы до необходимых 100% от ВВП, обеспечив финансирование для роста.

5. Вывод: правительство не может действовать в одиночку

Главный вывод анализа заключается в том, что правительство Мишустина, несмотря на все усилия, не сможет решить задачу увеличения инвестиций без кардинального изменения денежно-кредитной политики Центрального банка. Для запуска устойчивого экономического роста необходима скоординированная работа фискальной и монетарной властей. По мнению Хазина, при текущем руководстве ЦБ, придерживающемся жёстких ограничений, достичь поставленных правительством целей не представляется возможным.

#политика #политика россии #смысл жизни #факты #настоящий мужчина #рассказ #новости мира #мотивация и успех #кредит #долги

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Мишустин пытается максимально внутренние инвестиции увеличить. Михаил Хазин.