Интервью с директором Института культурного и природного наследия имени Д

«Ценности — это не догмы, а моральные ориентиры, которые позволяют нам реагировать на все новые вызовы, от коронавируса до Хаймарса». Интервью с Владимиром Аристарховым, директором Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева.

Интервью с директором Института культурного и природного наследия имени Д Владимир Аристархов, директор Института наследия и один из разработчиков указа о традиционных ценностях

Деятельность в области идеологических ценностей в постсоветские годы в России считалась теоретической. В этом убедились разработчики Указа Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», который был издан 9 ноября 2022 года иначе; следовательно, декрет истолковывает его вполне практично. Несмотря на то, что он имеет и теоретическую часть, государственный аппарат должен будет руководствоваться документом в процессе принятия решений, это должно служить гарантией того, что решения принимаются в интересах общества. Конкретные практические задачи поставлены в Постановлении о системе образования.

Проект постановления разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия (Институт «Хитаге») имени Д.С. Лихачева, подведомственной Минкультуры России. Как заявил в интервью «Эксперту» директор Института «Наследие» Владимир Аристархов, «этот документ требует пересмотра наших учебных планов, различных концепций, доктрин, стратегий, государственных программ». Поэтому последствия указа кажутся очень большими.

1. Мир как не вполне единый организм

— Владимир Владимирович, для чего был разработан и принят этот указ?

- Постановление разработано нашим институтом в соответствии с поручением Министерства культуры. Минкульт руководствовался стратегией национальной безопасности, утвержденной в 2021 году указом президента. В нем определяются так называемые стратегические национальные приоритеты, и каждый из них должен быть опубликован, помимо этой стратегии, в документах более низкого уровня. Все это документы стратегического планирования, определяющие политику государства в различных сферах. Эти приоритеты разные: оборона, общественная безопасность, здравоохранение и так далее. И одним из приоритетов названа «защита российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти».

Что касается культуры, то у нас уже есть такой документ стратегического планирования, как «Основы государственной культурной политики». Исторически так сложилось, что разработка концепции ведется Комиссией по историческому просвещению во главе с Владимиром Мединским, и нам поручили создать документ о традиционных ценностях. Этот документ раскрывает положения стратегии национальной безопасности, уточняет задачи и цели, детализирует их и показывает нашему государственному аппарату, как работать над реализацией вышеуказанного приоритета в виде традиционных ценностей.

— Вы упомянули основы государственной культурной политики. Чем положения документов о культуре отличаются от положений самого указа?

— Постановление «Об основах государственной культурной политики» было принято еще в 2014 году. Готовится его новая редакция, чтобы привести его в соответствие со стратегией национальной безопасности. Мы также делаем эту работу. Получается, что происходит частичное вырезание документов, потому что невозможно говорить о культуре, не говоря о традиционных ценностях.

Вообще мы рассматриваем культуру не только как разновидность песни и пляски, т е бытовую и досуговую, и не как искусство ради искусства. Культура — это механизм наследования всего, что создали наши предки, и главное в этом наследовании — приобретение того, что мы называем ценностями. Ценности формируют нашу идентичность. Поэтому культура и ценности, безусловно, неразрывно связаны.

Но каковы различия? В Основах государственной культурной политики мы ориентируемся на различные отрасли культуры (театры, музеи, библиотеки), каждая из которых решает несколько задач – таких как доступность культурных ценностей, формирование развитой личности и, конечно же, сохранение традиционных ценностей. Воспитание личности в духе традиционных ценностей происходит через инструменты культуры. А основа государственной политики в сфере традиционных ценностей связана с целой группой отраслей. В одной из первых статей там написано, что политика сохранения и укрепления традиционных ценностей должна осуществляться одновременно в нескольких сферах - в образовании, воспитании, просвещении, работе с молодежью, межэтнических медиаотношениях, и так далее. Только скоординированные усилия государства в этих различных областях могут привести к решению проблем сохранения и укрепления традиционных ценностей.

- Какие трудности возникли при разработке указа? А кто были его сторонники и противники?

- С самого начала разработка этого документа предполагает ответ на определенный мировоззренческий вопрос: имеет ли государство в принципе право заниматься ценностями и образованием или нет? У нас в стране в девяностые и отчасти в 2000-е господствовало мнение, что нет, никто не прав. Это концепция, присущая Западу, когда государство – это «ночной дозор». Он будет убирать мусор и выполнять некоторые другие бытовые функции. Вообще государство видится там как противоядие обществу, которое не должно вмешиваться в дела общества, а только делать то, для чего оно предназначено, и больше не вмешиваться. А все остальное организует сам народ, без государства.

Такие подходы привели к тому, что государство отказалось от функции образования. К чему это привело в девяностых, вы сами знаете. Самыми популярными профессиями были бандит у мужчин и проститутка у женщин. Смертность зашкаливала (в том числе из-за суицида). И самое главное, доказало, что если государство не будет воспитывать своих граждан, то это сделают другие государства. На самом деле все эти годы чуждые нам ценности насаждались извне, в основном с Запада.

Почему незнакомец? Потому что мы видим, что ценности нашей русской (российской) цивилизации сильно отличаются от ценностей Запада, Китая, африканских стран и других обществ. Мы видим мир как некий не совсем единый организм. В чем-то человечество объединено, но по большому счету оно состоит из очень больших групп людей, которые Данилевский назвал культурно-историческими типами, Лев Николаевич Гумилев - суперэтносами, Арнольд Тойнби и Сэмюэл Хантингтон - цивилизациями. То есть цивилизации — это некие большие массы людей, которые немного похожи друг на друга внутри этой массы и чем-то отличаются от других больших масс людей.

Тут у нас с Западом разногласия в ценностях - разное понимание добра и зла и что можно делать, а что нельзя. И если наше государство не прилагает усилий по отношению к обществу для сохранения наших ценностей и воспитания людей, то люди перенимают ценности извне. Наши геополитические соперники придают этому большое значение и тратят большие деньги на переформатирование наших мозгов. Как показали некоторые вопросы, в том числе и с той же мобилизацией, в чем-то они были весьма успешными.

Возвращаясь к вашему вопросу о сторонниках и противниках, вам все же предстоит ответить на вопрос, имеет ли право государство заниматься ценностями. Ответ: да! И не только имеют право, но и обязаны это делать. Наше государство не антипод общества, а его часть. В идеале это должна быть ее лучшая часть, которую общество должно отделить от себя, чтобы обеспечить функционирование администрации в интересах общества. Многие исследователи говорят, что это важная черта русского менталитета и русской культуры. Для него характерна не оппозиция государству, а отождествление с ним («наш президент», «наш государь», «наш генеральный секретарь»). Нет такого понятия, как "это они, а это мы" - наоборот, "это мы, а это наша страна". Государство не только защищает общество, наводит в нем порядок, заботится о системе здравоохранения и решает другие важные задачи, вплоть до утверждения ПДД, оно еще и должно воспитывать людей.

Основная проблема при разработке нашего указа заключалась в том, что многие представители «творческой интеллигенции» отрицают такой подход. С другой стороны, когда мы сравниваем сторонников и противников Основ.. мы видим преобладание сторонников с большим отрывом. Общественные комментарии к этому документу получили обширную обратную связь через веб-сайт Regulatory.gov (федеральный регулирующий портал). Прочитали все отзывы, которых было очень много. Наш документ был разослан в различные творческие союзы, и его поддержали все, кто ориентирован на благо единого многонационального русского народа, его сохранение и сохранение. Узкая группа «творческой интеллигенции», привыкшая питаться от общества, но будучи независимой от него, имела непонимание того, чего мы хотим.

Так совпало, что как только началась войсковая спецоперация, почти все наши противники покинули страну и, таким образом, окончательно определились, на чьей они стороне - наших или каких-то внешних акторов.

2. Это стало особенно важным именно сейчас

«Обычно новые документы привносят в нашу жизнь что-то новое, но в данном случае документ направлен на подтверждение традиционных ценностей. По крайней мере, с формальной точки зрения здесь как бы противоречие существующий?

- Это очень хороший вопрос, потому что многие наши оппоненты не понимают (или делают вид), чего мы хотим, и обвиняют нас в том, что мы призываем их к домостроению и продвигаем какие-то замшелые идеи в двадцать первом веке. Это неправда. Мы россияне, граждане России, у которых есть определенный менталитет. Наше главное отличие от других – это наши ценности. Что такое ценности? Для нас ценности - это не правила поведения в семнадцатом веке, а осознание того, что хорошо и что такое плохо (как в известном стихотворении Маяковского). Эти ценности не меняются веками и делают нас такими, какие мы есть. Ведь наша страна возникла не в 1991 году – у нее тысячелетняя история. Самое главное, что скрепляло нашу общую историю и людей, населявших нашу страну (которые живут в ней и хотят ее заселить), — это общие ценности, отличные от ценностей других народов.

И мы не призываем жить, как в семнадцатом веке, мы призываем помнить, кто мы есть на самом деле. Поэтому ценности — это не догмы, а моральные ориентиры, которые позволяют нам реагировать на все новые вызовы, от коронавируса до хаймаров, чтобы мы не потеряли свою идентичность. Почему это важно для того, что мы встречаем на своем историческом пути?

В качестве примера хочу привести ЕГЭ, который давно и заслуженно подвергается критике. Когда мы принимали Болонскую систему, мы слепо брали кальку с западных подходов к образованию и решили, что они у нас приживутся. Ан нет: она разрушила нашу систему образования, которая была очень хорошей (советской, основанной на дореволюционной).

Обратите внимание: Интервью Эбру для «Telenovela».

Конечно, у этой системы были недостатки, но с ними нужно было бороться, а не разрушать всю систему. И именно мы разрушили всю систему, надеясь, что западные рецепты нас устроят. Но наш менталитет отвергал эту систему и становилось только хуже. Поэтому сейчас есть понимание, что у нас есть свои ценности и что мы должны сверяться с ними, чтобы оставаться собой и сохранять свой образ жизни.

— Можно ли в данном случае говорить о чем-то новом в подходе к традиционным ценностям?

— Если это подход к государственной политике, то я так думаю, потому что российское государство до сих пор не занималось теми ценностями, о которых мы пишем в документе. Хотя в посланиях президента и в той же стратегии национальной безопасности эти тезисы звучат с нулевых годов. Но государство не понимало, насколько все это важно. Сейчас это понимание созрело, и Президент Владимир Владимирович Путин принял решение о необходимости отдельного указа именно о ценностях.

Мы видим, что ценности нашей русской (российской) цивилизации сильно отличаются от ценностей Запада, Китая, африканских стран и других обществ

3. Нельзя отказывать народу в праве на мировоззрение

— Каков самый важный вклад отдельного указа в российский идеологический дискурс?

- В последние годы наконец пришло понимание того, что государство обязано управлять образованием. Каким именно должно быть содержание этого образования? Мы записываем это. Поэтому важное следствие: этот документ призывает к пересмотру наших учебных планов, различных концепций, доктрин, стратегий, государственных программ. И мы должны оценить, соответствуют ли все эти официальные документы поставленной задаче.

Я приведу вам пример. Когда была объявлена ​​мобилизация, от нас ушли люди, которые не только не хотят нас защищать, но и не хотят жить в нашей стране. Но это также из-за недостатков в воспитании. Они вызваны тем, что кто-то ничего не делает. Почему он этого не сделал? Наверное, потому, что он не понимал, как это делать, а может, в энергосистеме его об этом не спрашивали. И теперь разработанный документ требует, чтобы это было сделано в соответствии с указом президента. Это дает возможность просмотреть предыдущие действия и где-то внести коррективы.

Что еще дает этот документ? Мы говорим о русской цивилизации и русской идентичности, о традиционных ценностях. В государственном аппарате чиновники ежедневно решают, кого поддерживает государство и куда оно направляет свои ресурсы. Иногда это очевидно: дороги из точки А в точку Б нет — надо ее построить. Газа нет - надо подвести газ. Но есть и более сложные вещи, особенно в культуре, в том числе книгоиздании, в образовании и воспитании. Допустим, это проект. Инициаторы говорят: «Мы за все хорошее против всего плохого. Все будет хорошо, но не плохо». Как чиновнику понять, правда это или просто попытка выманить деньги и подбросить за эти деньги что-то чуждое. Изданный указ предоставляет каждому чиновнику критерии для принятия решения о поддержке или отказе в поддержке того или иного проекта.

Теперь с этим документом решения будут приниматься не по принципу "чего хотела моя левая нога", не по субъективным желаниям, а по четким критериям - соответствует ли это традиционным ценностям или нет. Это значит, что есть помощь государственному аппарату в процессе принятия решений, это гарантия того, что решения принимаются именно в интересах общества, а не так, как кому-то хочется по личным мотивам.

- Весомо - создание помощи госаппарату в принятии решений. Можно ли сказать, что декрет постулирует целостную идеологическую концепцию? Если да, то как бы вы описали, что это такое?

— Сложный вопрос, потому что идеология, как известно, запрещена нашей конституцией. Поэтому не буду вступать в споры на тему "идеология есть или не есть идеология". Я хочу сказать так: это содержание политики в сфере образования, это мировоззрение. Пусть более искушенные в схоластике люди спорят, идеология это или что-то другое, но в документе описываются традиционные ценности, присущие российской цивилизации, которые должны быть содержанием нашей единой культурно-образовательной политики.

Суть концепции в нескольких словах: «мы хотим быть собой». Мы отдельная цивилизация и хотим ею оставаться - не становиться ни китайцами, ни американцами, ни кем-либо еще. Мы хотим остаться русскими - наследниками культуры. Мы считаем, что наши традиционные ценности более приемлемы для нас, чем для кого-либо еще. Наши предки своей кровью и своим трудом доказали это, и наши потомки будут жить на земле, которую построили наши предки и мы. Это то, что мы хотим.

Однако хотелось бы попросить разъяснения по одному вопросу. В совместной концептуальной работе обществоведов с высшими органами государственной власти, какие принципы соблюдаются, чтобы не вступать в противоречие с частью второй статьи 13 Конституции РФ, которая вводит ограничение на установление какой-либо идеологии как государственный или обязательный? Как следует понимать это правило?

"Мы не занимались созданием какой-то принудительной идеологии. Мы занимались реализацией других положений конституции, в которых говорится об обязанности государства проводить социально ориентированную политику в сферах образования, культуры и так далее (читать ст.114 Конституции РФ.) Содержание этой политики раскрывается в основных положениях документа.Ведь политика – это принятие определенных решений на основе определенных принципов.Это те принципы, которые мы разработали.

Также хочу напомнить, что наша конституция была написана в 1993 году представителями американского агентства USAID. Вы можете прочитать об этом на их сайте. В конституции, к сожалению, было много вещей, вызывающих обоснованные сомнения и вопросы, в том числе и статья об идеологии. Многие такие вопросы были решены конституционными поправками от 2020 года, но не все.

Тогда, в 1993 году, все боялись возвращения КПСС к власти, а статья 13 Конституции, запрещавшая государственную идеологию, была направлена ​​на то, чтобы не допустить возврата к однопартийной системе. Но, похоже, мы выплеснули ребенка вместе с водой из ванны. Ведь одно дело, когда мы боремся против монополии какой-то партии на власть, и другое, когда, как вдруг оказалось, мы отказываем нашему народу в праве на мировоззрение. А теперь жонглируем словами и доказательствами друг для друга: традиционные ценности — идеология или не идеология? Но есть объективные ценности, и они отличают нас от других культур и цивилизаций. Наверное, надо подумать о том, что Конституция, хотя и не допускает навязывания своей идеологии какой-либо партии, в то же время не мешает нашему народу обрести самосознание.

Вообще действующая конституция на моей памяти примерно пятая. И мне кажется, что не последний. И я считаю, что вопрос о дальнейшем совершенствовании Конституции все же будет ставиться.

4. Политика в сфере ценностей

- И все же пока сохраняется норма ограничения на установление какой-либо идеологии как государственной или обязательной. Выступает ли она препятствием для установления минимально необходимого идейно-ценностного консенсуса в обществе? Или не мешает ему, а является разумным ограничителем?

- В том-то и дело, что общественный консенсус абсолютно по всем вопросам невозможен в принципе. У каждой социальной группы есть свои интересы, поэтому никогда не будет. Пожалуй, можно говорить о самых общих и принципиальных вещах, определяющих фундамент нашего общества, его устои. На самом деле у нас уже есть консенсус по этим основным вещам просто потому, что мы действительно считаем себя своего рода сообществом. Не думаю, что это зависит от Конституции. Есть объективные реалии (Россия, русский мир, русский многонациональный народ), а есть определенные юридические документы. Они не так уж зависят друг от друга. Вне зависимости от того, что написано в Конституции, русская (российская) цивилизация была, есть и будет. Просто слово "консенсус" здесь не подходит - тут дело не в консенсусе, а в самосознании нашего народа.

- А как вы видите реализацию положений указа на практике?

- Большая часть указа посвящена практической реализации. Это инструменты и механизмы. Их довольно много, начиная с необходимости разработки каждым ведомством планов реализации указа и заканчивая более сложными мероприятиями. Например, он предназначен для мониторинга реализации этой политики (насколько она успешна). Мониторинг, в свою очередь, требует разработки системы показателей для измерения реализации – такой системы пока нет. Эта проблема требует решения, и мы над этим работаем.

Кроме того, это очень важный показатель необходимости координации между ведомствами. Я думаю, что самое главное — это координация. Сегодня у нас около десятка министерств и ведомств, которые должны заниматься реализацией политики в сфере ценностей. Но между ними нет органов, координирующих деятельность. Ведь невозможно полноценно воспитывать людей и сохранять наши ценности, когда у нас в кино одно, в музеях другое, а на телевидении третье - и все противоречит друг другу или, в лучшем случае, никак не согласуется. Теперь у нас есть именно это. У нас много продуктов в кино, в кинотеатре, на телевидении, которые противоречат нашим ценностям. Но у каждого ведомства свое понимание того, что делать дальше. К сожалению, единой политики нет - на мой взгляд, она появится только с появлением такого координирующего органа.

На мой взгляд, создание такого координационного округа должно стать важнейшим следствием этого указа. Этот орган должен стать основным субъектом государственной политики в сфере традиционных ценностей, который будет координировать и контролировать работу других ведомств, позволяя тем самым перейти от добрых слов к не менее добрым делам.

Из «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», Указ Президента от 9 ноября 2022 г

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Интервью с директором Института культурного и природного наследия имени Д.