Китайский карантинный эксперимент: протесты, контроль и цена политики нулевой терпимости к COVID-19

1. Цена изоляции: почему Китай продолжает жесткую политику?

В то время как большинство стран мира перестали рассматривать COVID-19 как чрезвычайную угрозу и перешли к модели сосуществования с вирусом, Китай продолжает реализовывать стратегию абсолютной нетерпимости к инфекции. Эта политика, известная как «нулевой ковид», влечет за собой серьезные экономические издержки, социальную напряженность и ставит под вопрос политическую стабильность. Десятки миллионов граждан оказываются в строгой изоляции, а контроль за соблюдением карантина нередко осуществляется с применением силовых методов, включая участие вооруженных сотрудников в средствах индивидуальной защиты. Масштабы подхода иллюстрирует спешное строительство в Гуанчжоу изоляционного центра, рассчитанного на десятки тысяч человек. Однако в последнее время жесткие меры начали встречать растущее сопротивление населения, что привело к эскалации конфликтов.

2. От заводских волнений к общенациональным протестам

Первая крупная вспышка недовольства произошла на заводе Foxconn в Чжэнчжоу, ключевом звене в производственной цепочке Apple. Рабочие, помещенные в карантинные условия с нехваткой essentials, попытались прорвать изоляцию, что привело к столкновениям с охраной. Трагическим катализатором для более широких протестов стал пожар в Урумчи, где десять человек погибли, не сумев покинуть заблокированное на карантин здание. Это событие спровоцировало волну демонстраций по всей стране, включая Пекин, где активную роль играли студенты. На митингах звучали не только требования смягчить ограничения, но и политические лозунги, направленные против руководства страны. Протесты иногда перерастали в прямые столкновения с правоохранительными органами, а власти пытались ограничить распространение информации о них, что подтверждается инцидентом с избиением корреспондента BBC в Шанхае.

Обратите внимание: В аптеках столицы стартовали продажи препарата от коронавируса. Но мы его не нашли.

3. Власти ищут пути отступления

Столкнувшись с беспрецедентным по масштабам и открытости протестом, китайское руководство, судя по всему, начало искать пути для смягчения курса. Заявление вице-премьера Сунь Чуньланя о снижении вирулентности штамма «омикрон» было воспринято как сигнал о возможных послаблениях. Эту информацию косвенно подтвердили и источники Reuters, сообщившие о готовящемся пересмотре карантинной политики. Примечательно, что события в Китае получили поддержку со стороны некоторых западных политиков и медиа, которые ранее сами жестко подавляли антиковидные протесты у себя дома, что демонстрирует двойные стандарты в международной реакции.

4. Главная загадка: цели эксперимента

Ключевой вопрос заключается в том, какие цели преследует Пекин, продолжая столь затратную и рискованную политику. Официальная риторика о защите здоровья населения выглядит неубедительно на фоне опыта таких стран, как Швеция и Беларусь, где отказ от жестких локдаунов не привел к катастрофическим последствиям по смертности. Это заставляет аналитиков искать другие объяснения. Наиболее логичной версией представляется желание властей проверить в полевых условиях механизмы тотального контроля над обществом в кризисной ситуации. Такой стресс-тест может быть частью подготовки к потенциально более серьезным вызовам, например, к масштабному экономическому кризису или обострению конфликта с США, которые могут привести к закрытию экспортных предприятий и массовой безработице. В этом свете текущие события — это проверка на прочность системы управления и ее способности подавлять недовольство в условиях жесткого давления.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В то время как весь мир махнул рукой на коронавирус, переведя его в разряд обычных заболеваний, на родине ковида продолжается нешуточная борьба с ним, в жертву которой приносится экономическая, социальная и даже политическая стабильность Китая.