Новый закон о такси: лицензирование, ответственность агрегаторов и требования к размещению данных в РФ

Государственная Дума Российской Федерации окончательно утвердила закон, который вводит комплексное регулирование деятельности служб легкового такси и устанавливает механизмы государственного контроля в этой сфере. Принятие документа в третьем чтении означает завершение законодательного процесса.

1. Лицензирование как основа деятельности

Согласно новому закону, осуществлять перевозки пассажиров и багажа легковым такси можно будет только на основании специальной лицензии. Получить её смогут юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, включая самозанятых граждан. Для последних обязательным условием станет заключение договора с агрегатором такси. Лицензия будет подтверждаться записью в региональном реестре перевозчиков.

Срок действия лицензии для организаций и ИП будет определяться региональным законодательством, но не может составлять менее пяти лет. Физические лица смогут получить лицензию на пятилетний срок или на меньший период по своему желанию.

2. Территориальные ограничения и ответственность

Перевозчик имеет право работать только в пределах территории того субъекта РФ, который выдал ему лицензию. Исключение сделано для поездок, которые начинаются в «домашнем» регионе, а заканчиваются в другом. При этом закон не предусматривает автоматического действия лицензии одного региона на территории другого.

Важным нововведением стала норма о солидарной ответственности. Агрегатор такси и перевозчик-физическое лицо будут нести совместную ответственность за реальный вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу пассажира во время поездки, если этот вред не покрывается страховым возмещением.

Обратите внимание: 5 неожиданных фактов о нашем мире, которые вы может не слышали.

3. Требования к автомобилям и тарифам

Закон закрепляет обязательные требования к внешнему виду легкового такси. На боковой части кузова должна быть нанесена цветографическая схема в виде контрастных квадратов, расположенных в шахматном порядке, а на крыше — установлен оранжевый фонарь («шашечка»).

Тарифы на перевозки устанавливаются самими перевозчиками, также разрешены поездки по таксометру. При этом для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя предусмотрена возможность установления минимальных тарифов местными нормативными актами. В этих же городах и прилегающих районах власти смогут ограничивать максимальное количество автомобилей такси, которые может использовать один перевозчик на территории субъекта.

4. Ключевое требование: данные и техника — в России

Одним из центральных положений закона стало требование о территориальном размещении инфраструктуры. Технические средства, а также базы данных, которые используются для приема, хранения, обработки и передачи заказов на перевозку, должны в обязательном порядке находиться на территории Российской Федерации.

Кроме того, службы заказа такси (агрегаторы) обязаны предоставлять Федеральной службе безопасности и её территориальным органам автоматический удаленный доступ к своим информационным системам и базам данных, используемым в работе.

Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением отдельных положений, для которых могут быть установлены иные сроки.

Ранее в Госдуме рассматривалась инициатива о запрете работы агрегаторов с иностранными водителями, однако соответствующие поправки были отозваны авторами и не вошли в окончательную версию документа, принятую во втором чтении в декабре 2022 года.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Технические средства и базы данных служб заказов такси должны размещаться на территории РФ.