В ходе инспекции базы Корпуса морской пехоты в провинции Гуандун председатель КНР Си Цзиньпин обратился к военнослужащим с призывом сконцентрировать все усилия на подготовке к возможным боевым действиям. Государственное агентство Синьхуа передало, что лидер страны подчеркнул необходимость поддержания постоянной боевой готовности и потребовал от солдат «абсолютной лояльности, чистоты и надежности».
Си Цзиньпин
1. Визит на фоне юбилея и геополитики
Основной целью поездки Си Цзиньпина в регион было участие в торжествах по случаю 40-летия особой экономической зоны Шэньчжэнь, созданной в 1980 году для привлечения зарубежных инвестиций и ставшей локомотивом экономического роста Китая. Однако его визит на военный объект происходит в период крайне высокой напряженности в отношениях между Китаем и Соединенными Штатами. Противоречия вокруг статуса Тайваня и разногласия, связанные с пандемией COVID-19, стали основными источниками конфронтации между Пекином и Вашингтоном.
2. Тайваньский вопрос как точка кипения
Напряженность резко возросла после того, как Белый дом уведомил Конгресс США о планах продажи Тайваню трёх современных систем вооружения, включая высокомобильную артиллерийскую ракетную систему HIMARS. В ответ официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь потребовал от Вашингтона немедленно отменить сделку и прекратить любые военные контакты с Тайванем.
Чжао Лицзянь
Пекин рассматривает Тайвань как неотъемлемую часть своей территории, несмотря на то что островом с середины XX века управляет собственное правительство. Си Цзиньпин неоднократно заявлял, что не исключает применения военной силы для воссоединения, если это будет сочтено необходимым.
3. Эскалация действий и риторики
Отношения между США и Тайванем значительно укрепились при администрации Дональда Трампа, что вызвало резкое неодобрение Китая. Визит в августе министра здравоохранения США Алекса Азара на остров стал самым высоким уровнем официальных контактов за десятилетия. В ответ Народно-освободительная армия Китая (НОАК) активизировала военные учения в регионе. В сентябре почти 40 китайских военных самолётов пересекли условную срединную линию Тайваньского пролива, что президент острова Цай Инвэнь назвала актом силового давления.
С американской стороны риторика также ужесточилась. Министр обороны США Марк Эспер в выступлении перед корпорацией RAND заявил, что Китай не может соперничать с США в военно-морской мощи, и охарактеризовал политику Пекина как «пагубное влияние». Он обвинил Китай и Россию в использовании хищнической экономики, политической подрывной деятельности и военной силы для изменения баланса сил в свою пользу. В начале октября Эспер анонсировал амбициозный план «Боевой силы 2045», направленный на расширение и модернизацию ВМС США до 500 кораблей (пилотируемых и беспилотных) к 2045 году, что рассматривается как прямой ответ на растущую военно-морскую мощь Китая.