Электронная очередь на границе для дальнобойщиков: законопроект отложили, а владельцы легковых авто могут не волноваться

Новость о том, что Госдума готовится ко второму чтению законопроекта, вводящего электронную очередь для пересечения границы, вызвала широкий общественный резонанс. Обеспокоенность высказывали не только профессиональные водители, но и многие граждане, воспринявшие инициативу как потенциальное ограничение на выезд из страны. Ситуация привлекла столь пристальное внимание, что комментировать её пришлось даже пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову. На вопрос журналистов о связи законопроекта с возможными ограничениями на выезд он дал однозначный отрицательный ответ, заявив, что у Кремля нет таких намерений.

Изначально планировалось, что законопроект будет рассмотрен во вторник, однако из-за возникшей шумихи его рассмотрение решили отложить до февраля. После заявления Пескова автор документа, глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев, был вынужден давать дополнительные разъяснения, подчеркивая, что новые правила не коснутся простых граждан на личных автомобилях. «Эксперт» детально изучил ситуацию, чтобы прояснить все детали.

1. Владельцы легковых автомобилей могут не беспокоиться

Евгений Москвичев пояснил, что механизм предварительного резервирования времени для пересечения границы разработан исключительно для международных перевозчиков, использующих грузовой транспорт. Основная цель нововведения — борьба с многокилометровыми заторами и многодневными простоями на некоторых контрольно-пропускных пунктах (КПП). Таким образом, для владельцев легковых машин законопроект несёт не ограничения, а потенциальное облегчение: разгрузка потоков грузовиков должна ускорить прохождение границы для всех.

Система электронной очереди будет применяться выборочно — только на тех КПП, где сегодня фиксируются самые серьёзные пробки, достигающие 10-15 дней ожидания. «Мы хотим ликвидировать эту очередь в некоторых пунктах... чтобы водители быстрее пересекали госграницу», — отметил Москвичев.

Законопроект был подготовлен по поручению Минтранса. Согласно документу, правительству предстоит утвердить перечень пунктов пропуска, где будет действовать система резервирования. Получить цифровое разрешение можно будет бесплатно через государственную информационную систему. Отказ возможен лишь в случае непредоставления необходимых документов, перечень которых также определит кабмин.

Первоначально в документе фигурировала дата начала работы системы — 1 марта 2023 года, но сейчас эти сроки пересмотрены. По последним оценкам Москвичева, закон может вступить в силу в сентябре 2023 года, а полноценно электронная очередь заработает с 1 марта 2024 года. Среди проблемных КПП, где система будет наиболее актуальна, депутат назвал Забайкальск (граница с Китаем), «Верхний Ларс» (граница с Грузией) и «Яраг-Казмаляр» (граница с Азербайджаном).

2. Что изменится для дальнобойщиков и какие остаются вопросы

Официально заявленная цель законопроекта — создание комфортных условий для пересечения границы, сокращение времени прохождения и увеличение пропускной способности КПП. Евгений Москвичев описывает будущий процесс так: перевозчик заранее записывается на определённое время, подъезжает к границе и по выделенной полосе проходит все процедуры примерно за 20 минут, вместо того чтобы ждать неделями.

Обратите внимание: Турция может закрыться для туристов в ближайшее время.

Эксперты отрасли в целом оценивают инициативу позитивно. Сергей Богатов, транспортный юрист, консультирующий ассоциацию «Грузавтотранс», считает, что мера позволит лучше прогнозировать грузопотоки и загруженность пунктов пропуска. «Заранее будет понятно, кто и что везет и как работает таможня в тот или иной момент», — отмечает он. Однако эффективность системы покажет только практика. Возникают вопросы, например, как быть со срочными грузами, если свободных «окон» в электронной очереди не окажется. Детали, такие как максимальный срок для бронирования, будут определены позднее.

Ключевой нерешённый вопрос — международное взаимодействие. Граница имеет две стороны, и неясно, как соседние страны отнесутся к российским нововведениям. «Если мы условно возьмем Литву, то неизвестно, как с той стороны будет работать наша электронная очередь. Это будут решать их политики», — констатирует Богатов. Со странами СНГ договориться, вероятно, будет проще благодаря существующим соглашениям, а на западных направлениях ситуация остаётся неопределённой.

Примечательно, что, несмотря на санкции, объём международных грузоперевозок через российскую границу в 2022 году вырос на 7%. Особенно значительный рост был зафиксирован в направлениях на Азербайджан, Армению и Иран. Ожидается, что после снятия антиковидных ограничений в Китае активизируется и это направление. Новая система электронной очереди призвана упорядочить этот растущий поток.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Информация о том, что Госдума вынесла на второе чтение законопроект об электронной очереди на границах вызвала резонанс не только среди автомобилистов, а гораздо шире.