Российско-китайское сотрудничество в создании атомного авианосца: перспективы и исторический контекст

Согласно публикации американского издания The National Interest, Россия и Китай ведут переговоры о совместной разработке первого для КНР атомного авианосца. Ключевым аспектом этого потенциального сотрудничества является передача российских технологий и опыта в области создания судовых ядерных реакторов. Китайские инженеры уже приступили к изучению атомных энергетических установок на российских ледоколах, что свидетельствует о серьезности намерений сторон.

Источник: rg.ru

Предпосылки для такого альянса действительно существуют. Они основаны на двух главных факторах: высоком уровне российской инженерной школы в области корабельной ядерной энергетики и укрепляющихся стратегических отношениях между Москвой и Пекином. В данном материале рассматривается, какой вклад может внести Россия в этот амбициозный проект и какими характеристиками будет обладать будущий китайский авианосец с российским «сердцем».

1. Исторический опыт России в атомном кораблестроении

Лидерство в создании атомных надводных судов исторически принадлежит Советскому Союзу. Первенцем стал атомный ледокол «Ленин», оснащенный тремя реакторами и спущенный на воду в 1959 году. В разгар холодной войны США отстали в этой гонке на два года, введя в строй свой первый атомный крейсер USS Long Beach только в 1961-м.

В период с 1975 по 1990 годы советская судостроительная промышленность планировала построить девять атомных ледоколов проектов «Арктика» и «Таймыр». Эти суда водоизмещением 20-25 тысяч тонн имели по два реактора. Несмотря на технологические успехи, СССР не спешил массово строить атомные боевые корабли. Военная доктрина страны была сфокусирована на прибрежной обороне, а не на проекции силы в удаленных регионах мира, в отличие от американского флота.

Тем не менее, разработки в этом направлении велись. В 1974 году началось строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан» (известных на Западе как класс «Киров»). Эти корабли комбинированной энергетической установки (ядерной и традиционной) имели водоизмещение около 26 000 тонн. Мощные реакторы, созданные для них, впоследствии планировалось использовать на атомных авианосцах проекта «Ульяновск», чье строительство было остановлено из-за распада СССР.

2. Цели и амбиции Китая

Современные китайские устремления в области авианосного флота перекликаются с советскими планами конца 1980-х годов. Ожидается, что КНР стремится создать авианосец, сопоставимый по классу с новейшим американским «Джеральд Р. Форд», многоцелевым кораблем, находящимся в разработке с 2009 года.

Судно такого уровня требует колоссальных энергетических мощностей. Как и США, Китай нуждается в максимальной выработке электроэнергии на борту для питания перспективных систем вооружения, электромагнитных катапульт (если они будут применены), мощных радаров и комплексов радиоэлектронной борьбы. Существующие китайские реакторы для подводных лодок для этих целей недостаточно мощны. Именно здесь российский опыт проектирования высокоэнергетических корабельных реакторов может стать решающим.

«Тот факт, что Россия, судя по всему, не возражает против изучения китайскими специалистами своих ледоколов, еще раз подтверждает, что Москва и Пекин рассматривают такое сотрудничество как отвечающее их долгосрочным стратегическим интересам. Разумеется, окончательная ясность появится только после ввода в строй первого китайского атомного авианосца, что, по прогнозам, может произойти к 2030 году», — комментирует ситуацию профессор Роберт Фарли из Военного колледжа армии США в статье для The National Interest.

Примечательно, что сотрудничество России и Китая в области военного кораблестроения не ограничивается атомной тематикой. Страны также объединили усилия в проекте по созданию дизель-электрической подводной лодки нового поколения, что является необычным направлением на фоне мирового тренда последних десятилетий на строительство исключительно атомных субмарин.