Санкционный кризис показал, что именно магистерское образование в наибольшей степени отвечает на меняющийся запрос бизнеса в компетенциях

Санкционный кризис показал, что именно магистратура в наибольшей степени отвечает меняющемуся спросу на компетенции в бизнесе

Санкционный кризис показал, что именно магистерское образование в наибольшей степени отвечает на меняющийся запрос бизнеса в компетенциях

Челябинская компания Napoleon IT совместно с Университетом ИТМО запустила онлайн-магистерскую программу «Компьютерное зрение». Ранее Сбер совместно с магистерской программой УрФУ создал программу «Прикладной анализ данных». И таких проектов становится все больше. Растет потребность экономики в квалифицированных кадрах. Насколько магистерское образование отвечает этой задаче - в материале для журнала "Эксперт-Урал».

1. С цифрой в руках

В последнее время потребность сектора недвижимости в экспертных знаниях все больше смещается в практическую область.

— Компаниям требуются сотрудники с практическими навыками в той или иной профессии. Работодатели хотят, чтобы сотрудники были немедленно вовлечены в бизнес-процессы. Эти навыки вкупе с высоким уровнем знаний являются важными преимуществами при трудоустройстве, отмечает заместитель декана факультета технологического предпринимательства Университета «Синергия» Ольга Харина.

Кроме того, по мнению Ольги Хариной, немалую роль играет уровень цифровой компетентности: «Несмотря на общую цифровизацию, не все выпускники обладают высоким уровнем необходимых знаний и навыков, что снижает возможности автоматизации рабочих процессов, а иногда и препятствует общему Эффективность работы».

— В эпоху цифровизации работодателям нужны специалисты с развитой цифровой компетенцией. Особенно высок спрос на навыки работы с большими массивами данных, отмечает Маргарита Гладкова, заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

«Сейчас ИТ-инструменты используются практически во всех сферах, выводы и решения принимаются на основе больших данных», — поясняет подробности этого запроса руководитель образовательных программ и куратор магистерской программы «Цифровые гуманитарные науки» УрФУ и компании. «Контур» Наталья Лозовная.

По ее словам, компании «Контур», как и многим другим, нужны специалисты, которые будут создавать и развивать ИТ-продукты и решать сложные кросс-функциональные задачи.

Глобальные изменения в экономике, вызванные санкционным давлением, не обошли стороной и кадровую политику делового мира. В связи с этим эксперты указывают на смену приоритетов.

«По моим наблюдениям, на рынке сейчас востребованы специалисты, понимающие принципы проектного и антикризисного управления, быстро реагирующие на современные вызовы», — говорит Маргарита Гладкова.

Сегодня компании выходят на рынки Азии, Африки, Латинской Америки, и им нужны сотрудники со знанием того или иного региона: «На бакалавриате ребята получают дипломы регионоведения, изучают историю, политику и язык конкретной страны. Но для выстраивания торгово-экономического сотрудничества на новом для компании рынке нужны вполне конкретные экономические знания, — говорит еще один пример декан экономического факультета ИМЭБ Инна Андронова.

2. Ближе к делу

Универсалы часто не устраивают работодателя. Требуются дополнительные знания. Предполагается, что именно магистерское образование способно покрыть эти потребности.

«Этот уровень образования в основном ориентирован на более узкую специализацию по сравнению с бакалавриатом, — поясняет Нина Козловцева, доцент Финансового университета при Правительстве РФ. - На бакалавриате студенты получают широкое представление об изучаемой области, а на магистратуре происходит углубленное изучение специальности. В этом случае у студента формируются необходимые компетенции и навыки для работы в конкретной области.

Отличительной особенностью магистратуры является то, что человек может получить знания по более узкой специализации. Инна Андронова иллюстрирует этот тезис на примере экономического образования: «В бакалавриате студент изучает международные экономические отношения в целом, а в магистратуре профессионально изучает конкретную форму с практической точки зрения, например, международную торговлю или международные финансы».

Статистика и экспертные оценки свидетельствуют о востребованности тех направлений магистерской подготовки, которые соответствуют спросу рынка.

По словам Ольги Хариной, сегодня крайне важны все сферы, связанные с IT-технологиями: «Именно эта сфера востребована на рынке труда и является одной из самых высокооплачиваемых».

Отличительной чертой магистратуры является то, что человек может получить знания по узкой специализации

«По итогам приемной кампании прошлого года можно говорить о высоком интересе абитуриентов к обучению в магистратуре, направленной на подготовку специалистов для ИТ-сферы, по технологиям обработки больших данных и искусственного интеллекта, нейросетевого анализа, моделирования сложных экономических процессов, бизнес- информатики и кибербезопасности», — отмечает декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин.

3. Практичный подход

«Чтобы реагировать на меняющиеся вызовы, вузам придется переосмыслить многие подходы, — считает Сергей Гатауллин.

По словам эксперта, практическая направленность начинается на этапе формирования состава учебных планов, дисциплин, согласованных с технологическими партнерами вузов, тематики курсовых проектов и дипломов: «Это экспертиза реального бизнеса в разработке образовательных программ и формирование учебных программ, что является ключом».

Нина Козловцева убеждена, что вузы уже активно движутся в этом направлении: «При разработке магистерских программ вузы ориентируются именно на запросы потенциальных работодателей, некоторые программы разрабатываются по заказу и совместно с работодателями».

Например, в Финансовом университете до 40% практикующих преподавателей занимаются обучением студентов. Это позволяет студентам получать не только теоретические знания, но и знакомиться с реальными кейсами действующих специалистов, используя их опыт. Неотъемлемой частью магистерского образования является практика в компании работодателя. Таким образом, студенты получают реальный опыт работы, изучают рабочий процесс и компанию изнутри.

По наблюдениям Ольги Хариной, специалисты реального бизнеса не только рекомендуют те или иные формулировки при составлении образовательных программ, но и принимают участие в разработке их траектории. Это повышает качество обучающих программ.

По ее мнению, преимущество магистратуры в том, что она имеет относительно небольшую продолжительность - два года: «Это позволяет своевременно вносить коррективы в построение учебного процесса и адаптировать его к новым требованиям экономики».

Еще одна полезная черта магистерского обучения – мультидисциплинарность.

— Мы считаем необходимым в рамках одной программы дать будущему специалисту компетенции, которые лежат в разных областях знаний. Например, при подготовке переводчика или копирайтера для международных компаний недостаточно дать магистранту только надлежащие лингвистические навыки при работе с текстом или переводом. Он должен иметь понимание основ экономики и международных экономических отношений, - формулирует важность этого аспекта Нина Козловцева.

4. Бизнес-миссия

Работодатели также видят преимущества магистерского образования. Однако для его выбора требуются особые причины. Например, Наталья Лозовная считает, что магистерское образование не должно быть массовым, важна правильная мотивация: «На мой взгляд, человек должен сразу видеть эффект для себя. Например, иногда после бакалавриата недавний выпускник не получает ответ на желаемые вакансии, потому что не хватает навыков и опыта. Их можно получить в практико-ориентированной магистерской программе».

Еще одной причиной учитывать этот уровень образования является отсутствие знаний для решения конкретных рабочих задач уже при трудоустройстве или неумение раскрыть свой потенциал.

Восполнить этот пробел поможет обучение в магистратуре, ведь во многих вузах этим уровнем образования сейчас занимаются представители бизнеса.

В 2019 году Контур совместно с УрФУ запустил магистерскую программу «Цифровые гуманитарные науки». По словам Натальи Лозовны, это направление находится на стыке экспертизы гуманитарных наук и информационных технологий: «Когда мы работаем со студентами, мы делимся своей экспертизой. Мы стремимся дать студентам самые востребованные навыки. В магистратуре мы учим детей работать с данными, а на проектных мастер-классах показываем применимость этих навыков и инструментов в любой сфере: науке, производстве, менеджменте».

Аналогичная мотивация сотрудничества с вузами есть и у Сбербанка, так как в 2019 году совместно с магистерской программой Уральского федерального университета он запустил программу «Прикладной анализ данных». По словам Олега Артюгина, исполнительного директора по компьютерным исследованиям Регионального центра компетенций анализа Сбербанка, это позволяет готовить специалистов в области разработки приложений, машинного обучения и анализа данных: «Магистранты изучают не только программирование на Java или анализ данных с помощью Python Во время обучения, работая над проектами, студенты примеряют на себя разные роли, что позволяет им увидеть весь процесс командной работы».

По словам Олега Артюгина, программа формируется исходя из актуальной повестки в образовании и запроса студентов: «Мы понимаем, что можем дать необходимые знания и поделиться своим опытом, и для этого дополнительно поддерживаем теоретическую базу опережающими разработками и практические навыки специалистов Сбера».

Сейчас по программе обучается около 60 человек, половина студентов проходят практику или работают в Сбербанке, так как совмещение работы и учебы в вузе сейчас является нормой.

Олег Артюгин отмечает, что сотрудничество с вузом позволяет сочетать методическую компетентность и многолетний опыт преподавателей с прикладными знаниями и навыками, которыми обладает Сбербанк.

В Группе Синара действует корпоративная магистерская программа «Финансы в цифровой экономике». Разработан совместно с Уральским федеральным университетом и Корпоративным университетом ТМК2У.

Обратите внимание: Именно так выглядит турецкая борьба Киркпинар.

По словам Татьяны Берковской, директора по персоналу Группы Синара, в ноябре прошлого года стартовала подготовка третьего набора магистрантов: цифровые инновации меняют компании. Уникальная команда преподавателей-практиков проводит занятия на высоком уровне, соответствующем современному спросу, в результате чего учебный процесс и знания получают высокие оценки студентов».

В результате освоения данной магистерской программы выпускники смогут разрабатывать и предлагать новые финансовые решения на основе инновационных цифровых продуктов. Программа доступна не только для сотрудников компаний Группы Синара. Участником мирового суда может стать любой абитуриент, изъявивший желание и сдавший вступительные экзамены.

Многие компании идут на сотрудничество с университетами, исходя из практических соображений. Они хотят выделить самых ярких, самых талантливых людей и интегрировать их в свой корпоративный круг.

Однако компании развивают более широкое понимание своей роли в этом процессе. Наталья Лозовная говорит об этом так: «Важно активное участие работодателей в развитии российского образования. Чем больше представители бизнеса будут выделять ресурсы на организацию образования

деятельности, чем больше практических программ обучения, тем качественнее, популярнее и полезнее будет магистерское образование».

— Что сегодня требует деловой мир в кадрах для экономики?

- Государству и бизнесу всегда будут нужны квалифицированные кадры. Но критерии их востребованности варьируются в зависимости от внешних факторов. Сегодня, например, в экономике должен быть технологический прорыв. А для этого специалисты должны иметь экспертизу в развитии совершенно новых для России производств и производств.

Насколько магистранты вузов отвечают на этот запрос?

— Академический потенциал формируется в магистратуре. При этом обучающийся может осознавать цели и задачи заинтересованной организации еще во время обучения. После завершения обучения он обычно быстро присоединяется к команде проекта на реальной стороне. Кандидаты программы способны сформировать команду или стать частью прорывной команды, учитывать ролевую модель проектной деятельности. Чаще всего они востребованы на промышленных, технологических предприятиях, в сфере ИТ и в научных организациях при РАН.

— Каков подход УрФУ к развитию магистратуры?

— Программы формируются с учетом интересов индустриальных партнеров. Мы ориентируемся на подготовку кадров для решения задач формирования научно-технического суверенитета страны. Для этого создается пул «новаторских» магистерских программ.

При этом наш университет следует нескольким принципам. УрФУ ориентируется на учебные команды, которые выполняют междисциплинарные проекты от научных и промышленных партнеров. Очень важно, чтобы со стороны партнера был интерес к проектам, практикам и стажировкам, которые проходят обучение на программах. Также необходимо участие партнеров в создании конкурентоспособного и практико-ориентированного контента. Это могут быть онлайн-курсы. Студенты должны иметь возможность получить дополнительную квалификацию, в том числе в области информационных технологий, инноваций, управления проектами.

По нашим наблюдениям, навыки работы в команде сегодня наиболее востребованы среди работодателей. Именно к этому мы готовим новых выпускников. В 2022 году 199 проектных команд реализовывали проекты компаний-партнеров вуза. Больше всего проектов (124) выполнено в области информационных технологий, а также химико-технологического производства и фармацевтической продукции (31), машиностроения (34).

- В чем особенность онлайн-магистратуры, насколько востребован этот формат?

— Онлайн-формат — популярное решение для обучения специалистов, находящихся в разных уголках страны и мира. УрФУ в целом активно развивает онлайн-технологии и внедряет дистанционные модели обучения в учебный процесс.

В частности, с 2021 года в УрФУ реализуются две онлайн-магистерские программы: «Инженерия машинного обучения» (совместно с SkillFactory) и «Умный регион: устойчивое развитие в условиях цифровой экономики». Мы видим постоянно растущий интерес к онлайн-формату. Например, магистерская программа «Инженерия машинного обучения» увеличила прием в семь раз по сравнению с 2021 годом. Так что мы видим в этом формате большой потенциал.

— Насколько, на ваш взгляд, необходимо включение элементов геймификации в программы обучения магистров?

— Обычно геймификацию активно используют в корпоративном обучении, когда нужно посмотреть на некоторые практические задачи под другим углом. Сейчас этот подход активно используется в вузах.

«Игровые» элементы в образовательном процессе являются отличным способом формирования и освоения смежных компетенций.

С их помощью можно выявить лидерские качества и развить навыки работы в команде.

Уральский федеральный университет уже имеет опыт использования такого подхода. В частности, обучение по программе «Внедрение и развитие онлайн-обучения в образовательной организации» включает игровое занятие на компьютерном тренажере. Это позволяет быстро освоить цифровую компетенцию.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Санкционный кризис показал, что именно магистерское образование в наибольшей степени отвечает на меняющийся запрос бизнеса в компетенциях.