Мировая киноиндустрия на грани коллапса: пандемия остановила механизм кинопроизводства

Эксперты, анализируя международные публикации, приходят к неутешительному выводу: мировая киноиндустрия переживает беспрецедентный кризис, который можно охарактеризовать как катастрофический. Поиски компромиссных решений для поддержания кинопроизводства ведутся повсеместно, однако они больше напоминают попытки отчаяния, чем продуманную стратегию.

Основания для таких пессимистичных оценок более чем серьезны. Внезапно рухнула вся сложившаяся экосистема кино. Масштабные премьеры, на которые делались ставки, отложены на неопределенный срок, а многообещающие проекты заморожены на стадии производства. Закрытие кинотеатров привело к резкому сокращению рынка, который теперь существует преимущественно в цифровом пространстве. Онлайн-платформы, безусловно, демонстрируют рост, но их текущие возможности не позволяют окупить затраты на создание дорогостоящих блокбастеров, изначально рассчитанных на массовый прокат в больших залах.

1. Кино в поисках новой реальности

Пандемия поставила под вопрос проведение главных кинофестивалей и отраслевых рынков года. Последним крупным событием международного уровня, успевшим состояться, стал Берлинале в феврале. Все последующие форумы либо отменены, либо перенесены, что нанесло серьезный удар по индустрии, поскольку именно эти площадки традиционно служили ключевыми регуляторами мировых кинопроцессов. Профессионалы отрасли задаются тревожными вопросами: каково будущее многомиллионных проектов, не адаптированных для маленьких экранов? Где и как представлять новые фильмы? Вернутся ли зрители в кинотеатры с прежним энтузиазмом? Кто теперь решится инвестировать в производство, судьба которого столь неопределенна?

Не оправдались надежды на проведение Каннского кинофестиваля, пусть и в урезанном формате. Сейчас его организаторы рассматривают возможность переноса важнейшего кинорынка в цифровое пространство, однако эффективность такого формата вызывает серьезные сомнения.

Венецианский кинофестиваль изначально заявил о намерении провести мероприятие в запланированные сроки (2–12 сентября) с ограниченной аудиторией и акцентом на цифровые показы. Однако эти планы, вероятно, будут сорваны после решения итальянского правительства закрыть страну для туризма до конца года.

2. Судьба крупнейших мировых фестивалей под вопросом

Ситуация остается крайне неопределенной и для Международного кинофестиваля в Торонто (TIFF) — одного из самых влиятельных событий в мире кино. Обычно проходящий в сентябре, он не только представляет сотни фильмов, но и служит важнейшей площадкой для прогнозирования будущих номинантов на «Оскар». Годовая подготовка к фестивалю, включающая установление контактов с кинокомпаниями и привлечение спонсоров, сейчас оказалась под угрозой. Спонсоры сами столкнулись с финансовыми трудностями, а перспектива проведения мероприятия усугубляется прогнозами о второй волне пандемии осенью. Организаторы TIFF заявили о разработке «гибридного формата» с цифровой составляющей, однако конкретные детали пока неясны. «Мы все еще работаем над этим и надеемся, что к середине июня сможем сообщить о наших планах более определенно. Но мы проведем в этом году фестиваль», — заявил художественный директор TIFF Кэмерон Бэйли.

3. Поддержка индустрии в условиях кризиса

В попытке помочь коллегам, оказавшимся в тяжелой ситуации, Американская киноакадемия объявила о выделении шести миллионов долларов в качестве экстренной помощи. «Главная задача академии сейчас — помочь нашему сообществу преодолеть этот не имеющий прецедентов кризис, — пояснил генеральный директор Дон Хадсон. — Наше пожертвование позволит профильным фондам оказать поддержку в решении жилищных вопросов, семейных и медицинских проблем». Поддержку своим коллегам, музыкантам, оставшимся без работы из-за отмены концертов, оказывает и Академия звукозаписи США, выделившая на эти цели два миллиона долларов.