На основе анализа, проведенного экспертами Института экономики роста. П.А. Столыпина, к 2030 году мир ждут большие изменения.
Во-первых, изменения ждут рынок международных расчетов. Конечно, засилье доллара, евро и других резервных валют давало миру плюсы, но у этой системы есть два существенных минуса. По сути, объем международных экономических возможностей в стране, не являющейся эмитентом резервных валют, фактически ограничивается объемом поступлений в резервных валютах, а значит, накладывает ограничения на объемы торговли и инвестиций с третьими странами, а для стран, имеющих профицит резервной валюты, всегда есть риск «покрыть» использование этой прибыли в «нужный» момент.
Может быть, мелкие игроки ничего не могут с этим поделать, но крупные будут действовать. Более того, появились технологии, в том числе цифровые деньги, которые могут быстро установить альтернативные механизмы, если они будут согласованы. Дальнейший прогресс будет зависеть именно от товарности стран-участниц новой денежной системы.
Во-вторых, переход к «зеленой» энергетике затронет интересы слишком многих акторов. И нефте- и газодобывающие страны, и огромные ресурсные компании, которые в основном работают на Западе. Его успех зависит от максимального вовлечения в процесс всех без исключения глобальных эмитентов СО2, поэтому, выбив из процесса парочку крупных игроков, очень легко нарушить стабильность процесса на глобальном уровне, а безусловно, есть заинтересованные стороны, которые хотят это сделать.
В-третьих, искусственный интеллект и роботизация, помимо фантастического прорыва в производительности и угрозы формирования не в духе гуманизма технотронного общества управления и использования, сулят гигантские диспропорции на рынке труда - высвобождение значительной доли сотрудников с ненадежными перспективами получения новых профессий. Надо сказать, что этот процесс шел всегда, начиная с промышленной революции, но и у него есть предел, когда может не хватить профессий и встает вопрос, как поддерживать спрос на компании, а также как распределять преимущества. Это приведет к увеличению базового дохода системы. Программы поддержки спроса, получившие широкое распространение в США, Китае, ЕС и России, также являются сигналом. В этом случае существенным будет вопрос – «Кто будет иметь право на его получение и в каком размере?». И здесь не чудесны ситуации, когда будут использоваться принципы, аналогичные «социальной» оценке, опробованной Китаем.
В-четвертых, дальнейшее давление на рынок труда будет оказывать достижения в области биотехнологий, что приведет к увеличению продолжительности жизни, а пенсионные системы столкнутся с диспропорцией в доходах и расходах, что, в свою очередь, связано с программами базового дохода из бюджетов.
Обратите внимание: Коронавирус: Испания приказывает заблокировать Мадрид из-за роста числа случаев заболевания COVID-19.
Помимо продолжительности жизни встанет и вопрос повышения рождаемости, которая, как уже доказано, ухудшается в условиях комфортного, предсказуемого и запрограммированного жизненного цикла.
В-пятых, усилится борьба за еду и ресурсы. В условиях возможной фрагментации торговых, валютных блоков труднее всего будет тем, кто не владеет этими ресурсами, не избрал жесткой ориентации на один из блоков. Фактически это грозит появлением пищевых пустынь. Выходом могут стать новые глобальные соглашения о равном распределении земных ресурсов и доступе к продовольственным землям и технологиям, но эти благие обязательства, если они не имеют реального воплощения через призывы ООН, как еще их можно реализовать?
На шестом месте. Меняется социокультурная парадигма. И это не столько смена культурных тенденций, как это было в эпоху Возрождения или во время Культурной революции в США в 1960-е годы, сколько смена этногеографического расклада. Далеко не секрет, что европейские цивилизации и их основные продолжения на других континентах в количественном отношении сокращаются, а значит, изменятся и запросы общества. Традиционная на протяжении многих веков повестка сосуществования великих держав не будет интересна большинству нового общества, так как не входит в общекультурный код. Просто эти допущения, ожидания общественных требований, сохраняющиеся до сих пор, перестанут существовать в будущем. Это означает, что нам приходится иметь дело не с расположением геополитических точек на карте, а с глубокой адаптацией разных культурных традиций друг к другу, что, как мы все знаем, совсем не так просто.
Эти тенденции уже очевидны и хорошо известны политикам.
Нет сомнения, что в правительства и руководителей крупнейших стран стекаются тонны соответствующей аналитической документации, но нынешний политический цикл в большинстве случаев слишком короток, чтобы разрабатывать и продолжать разрабатывать стратегии грамотного управления всеми этими тенденциями. Кроме того, широкое освещение «перспектив» политиков в текущем цикле, как правило, невыгодно, так как вызовет в обществе подозрения в том, что все их действия направлены скорее на сиюминутную политическую (и геополитическую) борьбу, а не на чтобы остановить глобальные тенденции.
Условно говоря, задача политика состоит в том, чтобы «отложить» будущие проблемы, чтобы выторговать относительно спокойное прохождение политического цикла. Более того, многие из этих вопросов, если подойти к ним системно, могли бы быть решены гораздо раньше, и тот факт, что некоторые из них стали вырисовываться прямо сейчас, является результатом стратегии запутывания в надежде «свалить» проблемы на будущие поколения.
Кроме того, политиками движет еще и стремление «захватить» старый мир, так как в нем было проще ориентироваться, выстраивать политические стратегии, в целом использовались более предсказуемые инструменты управления, а для нового мира необходимо строить новые и не факт, что старые политические и экономические группы станут более успешными.
Поэтому вместо концепции сотрудничества и своевременного старта мировые игроки начинают поздно решать проблемы и впадают в конфронтацию, что только ухудшает прогноз их решения, а кроме того грозит миру появлением раздробленных блоков, каждый из которых будет попробуй "натянуть ковер" на себя.
Это современная политическая система мира, здесь не должно быть иллюзий. И то же самое в странах, которые привыкли считать себя идеалом, в том числе идеалом конкуренции и свободы выбора. Пытаться цепляться за старую парадигму легче, чем стремиться к действительно стратегическому и совместному решению проблем. Но на самом деле это говорит лишь о неэффективности проработавшей до конца модели мира.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Исходя из анализа, проведенного экспертами Института экономики роста им.