«Споры об исторической правде вышли из академических кабинетов и превратились в настоящие войны с оружием в руках», — заявил директор Центра политического анализа Павел Данилин в ходе круглого стола, организованного Экспертным институтом социальных исследований. Ученые и политологи рассказали о том, как геополитические агрессоры, искажающие историю, дают теоретическую базу для ненависти между народами, о причинах западной русофобии и предложили, что можно сделать, чтобы Россия выжила в научной «битве за историю», которая очень важно для победы в противостоянии с НАТО.
«Множат организации реконструкторов и поисковиков, работающих с любовью к истории»1. Запрограммированный конфликт
Каждый из спикеров, выступавших на круглом столе ЕИСИ «Битва за историю: историческая память и актуальная политика», проходившем в РИА Новости, пытался дать оценку механизмам и целям искажения истории, дать свою программную задачу: как противостоять опасным фальсификации.
Директор фонда «Историческая память», научный сотрудник Института российской истории РАН Александр ДЮКОВ предложил оценить, насколько тщательно и планомерно «просвещенная Европа» формировала негативное отношение к России на постсоветском пространстве и в странах Варшавского договора.
По мнению исследователя, в начале 1990-х годов практически во всех странах Восточной Европы появились специальные историко-политические институты, которые стали отвечать за «форматирование прошлого» этих стран для использования в будущем и коррекцию национальной политики.
«Эти сооружения называются по-разному, но многое становится понятно по вывеске», — говорит Дюков. - В Литве это «Центр изучения геноцида и сопротивления граждан Литвы». Сопротивление понимается как сопротивление оккупирующей советской власти, а значит, и русским.
История Литвы стала строиться на тезисе о том, что в советский период власть в республике осуществляли не литовцы, а русские - по переписи 1984 года их в Литве было 9,4%, а их практически не было в республиканских органах. Преступления, якобы совершенные русскими, смакуются в детских учебниках с начала 1990-х».
В Украине по той же логике создали «Институт национальной памяти», который начинал с пропаганды Голодомора, а со временем превратился в некое министерство исторической пропаганды. Характерно, что еще до государственного переворота 2013–2014 годов этот институт разработал антироссийскую концепцию Донбасса.
«Все эти структуры в странах Восточной Европы объединены в сеть, которая взаимодействует с европейскими институтами и между собой», — поясняет исследователь. «Одной из основных целей сети было и остается формирование образа врага в лице России».
Острый конфликт с Россией уже более 30 лет запрограммирован на основе школьного воспитания новых поколений, заключает исследователь.
Это будет продолжаться, если Россия не обеспечит, чтобы русофобия воспринималась международным сообществом как нечто негативное, такое как антисемитизм или расизм.
2. Вспоминая Тютчева
Заместитель заведующего кафедрой истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов отметил, что Запад систематически и масштабно занимается фальсификацией, искажая события как прошлого, так и настоящего на протяжении многих веков.
«Извращения, касающиеся нашей страны, наш соотечественник, дипломат и поэт Федор Тютчев 150 лет назад назвал словом русофобия, но понятно, что термин он только придумал, а явление возникло намного раньше», — вспоминает Шаповалов. «Идеологическая и информационная война против России ведется более 400 лет, практически с момента образования нашего государства из княжеств».
Западная традиция подменять жертв на преступников очень сильна. Это постоянно делается в отношении нашей страны, и нам важно не поддаваться западным интерпретациям истории, считает исследователь.
«Есть ряд сильных антироссийских мифов, но в 90-е годы прошлого века, в какой-то момент, благодаря Соросу и другим западным идеологам, мы сами стали в них верить», — говорит Шаповалов. «Европейская цивилизация обвиняет нас в своих грехах. Те, кто совершил геноцид, обвиняют нас в геноциде, агрессоры обвиняют нас в агрессивности. Страны без культуры обвиняют нас в бескультурье. И в последние десятилетия эти понятия проникли в наши учебники».
Если постсоветское пространство начало верить в историческую ложь, то, по крайней мере, мы не должны этого делать. Мы должны объяснить молодежи, почему враги пытаются исказить нашу историю.
3. Кто выкопал черное море
Ярким примером того, как навязывание лживой истории и мифологии приводит к войне, является Украина.
Политолог Павел Данилин "разобрал" лишь одно из звеньев - безобидную легенду, вызвавшую в свое время добрую иронию, о том, что Черное море выкопали украинцы.
«Мифология, которой живут украинцы, легко разбивается документами.
Обратите внимание: Главный врач мед. центра "Лидер Медицины" назвал сроки адаптации COVID-19 к человечеству.
Если говорить об украинском Причерноморье, то этот миф разбивается данными переписи населения 18 века, говорит Данилин. «По ревизии на 1720 год на пространстве Новороссии (от сегодняшней Одессы до Донецка) проживало 4 тысячи душ, половина из которых были сербы, а другая половина — русские гусарские полки».«Потом территорию начали осваивать ногайцы (тюркский этнос), — продолжает политолог. - В 1773 году Потемкин просил Екатерину II поскорее заселить территорию Новороссии, где постоянно проживают сербы и ногайцы, русскими, иначе мы отдадим эту территорию туркам. А территорию стали заселять жители Московской и Калужской губерний. А какие украинцы вырыли Черное море? Но вместо этой правды вводится миф о том, что там жили украинцы, а потом пришли русские и устроили голод».
Именно такая ложь, суммированная с другими мифами, привела к волне национализма, которая вылилась в гражданскую войну на Украине и сделала неизбежным начало НМП.
Отметив, что российская молодежь не всегда правильно оценивает позицию России по отношению к Украине, Данилин сказал: «Чтобы дети могли поддерживать свою Родину и быть патриотами, учителя истории должны быть в первую очередь патриотами».
4. Учимся играть
Доцент Института российской политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Белов напомнил, что истина общей победы в Великой Отечественной войне объединяет народы бывшего Советского Союза, и поэтому для того, чтобы ослабить эту единства, враги намеренно переформатируют восприятие этой войны. В первую очередь - по молодости, потому что зрелых людей уже не обманешь.
«И происходит это переформатирование, в том числе и в России, и не через учебники, а через кино и компьютерные игры», — говорит педагог и исследователь. - Например, я рассказывал студентам МГУ об эффекте подмены правды на примере игры, посвященной Сталинградской битве. В нем разработчики демонстрируют обереги, винтовку по дереву и множество других негативных штампов.
И когда я привел факты, что это не так, некоторые студенты не поверили. Один студент стал утверждать, что все это было. Спрашиваю, откуда взял: из учебника, книги, документального фильма, предки рассказывали семейные воспоминания, архивные документы читали? Все ответы нет. Но он уверен, что это было. В итоге оказалось, что эта информация впиталась в него только из той игры, которую я упомянул как пример фальсификации истории».
Игры корректируют восприятие прошлого, они не знают национальных границ, их нельзя запретить, а значит, нужно делать больше качественных игр, которые будут формировать правильное представление об истории, по крайней мере, у молодых россиян.
С тезисом Белова согласен заместитель председателя комитета Государственной Думы по информационной политике и технологиям, кандидат философских наук Олег Матвейчев.
«Компьютерные игры, интерактивные исторические музеи — это все очень важно, но особое внимание нужно уделить и движению реконструкторов истории», — уверен депутат. - Множатся организации реконструкторов и поисковиков, они работают с любовью к истории, как детей засасывают пылесосом, и это здорово, - уверен депутат и ученый. "И можно сколько угодно бомбардировать детей историческими сведениями на скучных уроках, но когда есть возможность надеть рыцарский шлем, метнуть копье, выстрелить из лука, взять меч и бегать с ним по полю ,это другое восприятие.Когда стоишь в отряде товарищей на настоящем Куликовом поле - это совсем другая история.Это гораздо интереснее пионеров у нас в детстве.В это можно вовлечь 100 процентов школьников анамнез, противопоказаний нет».
Это движение уже выросло само по себе, и если мы добавим некоторую помощь, оно будет расти в геометрической прогрессии и увлекать молодежь, а патриотизм прививать не придется, он возникнет естественным образом, считает Матвейчев.
Больше интересных статей здесь: Новости.