Видимость российских бизнес-школ в глобальном пространстве ухудшилась, но не критично

Видимость российских бизнес-школ в мировом пространстве ухудшилась, но не критично. Вектор интернационализации смещается на восток

Видимость российских бизнес-школ в глобальном пространстве ухудшилась, но не критично

Аналитический центр «Эксперт» завершил седьмую волну исследования интернационализации бизнес-школ. В этом проекте мы определили видимость бизнес-школ России и стран СНГ в мировом пространстве уже на протяжении нескольких лет. Мы основываем его на трех ключевых критериях (см. «Методологические принципы исследования»): самые престижные независимые внешние оценки (международные аккредитации, оценки), уровень исследований в области управления и партнерские проекты с мировыми лидерами.

1. Аккредитации под санкциями

В марте прошлого года три организации, занимающиеся аккредитацией международных бизнес-школ, выступили с совместным заявлением о приостановке всей членской деятельности российских организаций, а также всех процессов аккредитации и переаккредитации. Заявление подписали Ассоциация по развитию университетских школ бизнеса (AACSB), Европейский фонд развития менеджмента (EFMD) и Ассоциация МВА (Association of MBAs; AMBA).

Произошло это вскоре после значимого для российского рынка бизнес-образования события: Высшая школа менеджмента СПбГУ получила аккредитацию AACSB. Таким образом, член этой карты вошел в элитный клуб бизнес-школ с «тройной короной» аккредитаций (AACSB, EQUIS и AMBA). Кроме того, ГМС Москва получила аккредитацию EFMD по трем своим программам (две программы бакалавриата в Высшей школе бизнеса и англоязычная магистерская программа в Институте статистических исследований и экономики знаний).

В результате российские бизнес-школы удовлетворили заявку ассоциаций со следующим ландшафтом аккредитации: Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС и Высшая школа менеджмента СПбГУ теперь имеют институциональную ААКСУ, ВШМ Санкт-Петербург Государственный университет и Сколково имеют институциональную EQUIS, а четыре бизнес-школы получили программу EFMD: Институт экономики и управления УрФУ (первая пятилетняя аккредитация в СНГ), Школа экономики и менеджмента НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург, Высшая школа бизнеса ГМС Москва и Институт статистических исследований и экономики знаний ГМС - Москва. Наиболее распространенной аккредитацией является программа АМВА, которую имеют 13 российских бизнес-школ. Эти аккредитации считаются аккредитациями первого уровня и являются одними из самых престижных.

В России деятельность AACSB, EFMD и AMBA приостановлена, а в Казахстане, который также входит в сферу нашего исследования, - нет. В стране действуют две бизнес-школы, аккредитованные этими организациями, и обе находятся в Алматы. Факультет коммерции Университета им. Бэнга КИМЭП имеет степень EFMD, а Алматы Менеджмент Университет получил степень AMBA. Но Казахстан вправе ожидать новых аккредитаций в ближайшее время. Столичная Высшая школа бизнеса (Назарбаев Университет) в настоящее время демонстрирует наибольшую активность в получении аккредитаций AACSB и AMBA.

«Мы пересматриваем нашу учебную программу, чтобы убедиться, что она соответствует передовым бизнес-школам, современному бизнес-образованию и ожиданиям органов по аккредитации. Наши преподаватели публикуют исследования в самых престижных журналах. Наконец, мы активизируем наши усилия по привлечению высококвалифицированные студенты факультета и иностранные студенты, — говорит Дженнифер Льюис, заместитель декана Высшей школы бизнеса, об усилиях по получению аккредитации.

Изменения можно ожидать и в других странах СНГ. Сейчас нет бизнес-школ с аккредитацией первого уровня, но есть члены соответствующих ассоциаций: в Азербайджане два члена AACSB и один член EFMD, в Беларуси два члена EFMD, в Кыргызстане один член AACSB и EFMD.

2. Движение в рейтингах

Попадание в рейтинги бизнес-школ также оказалось зависимым от геополитических факторов. В обществе есть опасения относительно дальнейшей судьбы российских вузов в международных рейтингах. Действительно, в этом отношении произошли определенные изменения. В частности, российские организации стали «некликабельны» в рейтингах двух крупнейших международных агентств QS и THE, а их страницы недоступны в поиске.

Однако в целом из международной рейтинговой системы исключений не было; более того, российские вузы продолжают улучшать свои позиции. В рейтинге лидеров динамика российских вузов преимущественно положительная. Особенно это заметно в рейтинге THE Business and Economics, где вверх по строчкам поднялись сразу девять участников «Карты», при этом лишь двое из них ухудшили свои позиции. Четыре российских вуза выросли и перепрыгнули сразу несколько групп: МГУ занял 101-125 место (годом ранее - 176-200), НИУ ВШЭ сейчас на 126-150 месте (176-200), Санкт-Петербург Большой политехнический университет сейчас на 151–175 месте (201–250), Уральский федеральный университет — в группе 176–200 (251–300). Также следует отметить успехи Челябинского ЮУрГУ, который раньше не входил в топ-500, а сейчас находится в группе 301–400. Этот рост вместе с ростом издательской активности сделал Школу экономики и менеджмента ЮУрГУ еще одной точкой на нашей карте интернационализации.

В то же время говорить о том, что международная ситуация не оказывает негативного влияния на позиции российских вузов на карте мира, преждевременно. Для оценки этого эффекта требуется больше времени. Текущие выпуски рейтингов QS и THE в основном основаны на данных по состоянию на 24 февраля 2022 года, как с точки зрения показателей публикации, так и результатов опроса репутации.

Казахстанские бизнес-школы, как и в прошлом году, представлены в топ-500 рейтингов менеджмента QS и THE одним университетом. Но если в прошлом году это был Казахский национальный университет имени аль-Фараби (Алматы), то теперь это Л.Н. Таким образом, Столичный университет впервые вошел в карту интернационализации, став на ней шестой точкой от Казахстана.

Стоит отметить успехи российских бизнес-школ в специализированных рейтингах Financial Times. В рейтинге европейских бизнес-школ 2022 года все три российских представителя значительно выросли: Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС переместился с 58-го места на 30-е, Московская школа управления «Сколково» переместилась с 49-го места на 32-е, а Высшая школа менеджмента, Санкт-Петербургский государственный университет — с 57 по 44 место.

Позиции российских бизнес-школ в топ-100 мировых рейтингов Executive MBA также улучшились. ИБДА РАНХиГС поднялся с 44-го места на 40-е, Московская школа управления «Сколково» — с 58-го на 50-е место. После годичного перерыва ВШМ СПбГУ вернулась в рейтинг и заняла 79-е место.

3. Новые точки публикационной активности

Еще одним важным критерием международной известности бизнес-школ является количество публикаций в ведущих международных журналах. В бизнесе и менеджменте такие журналы можно рассматривать как включенные в оценку ABDC (Австралийский совет деловых деканов). В рейтинге журналам присваивается оценка от C (самая низкая) до A* (самая высокая). С прошлого года в рейтинги публикаций включаются только публикации в журналах самого высокого качества с рейтингом B и выше, поскольку они в первую очередь видны международному сообществу.

Московская Высшая школа экономики и Санкт-Петербургский государственный университет сохранили две лидирующие позиции по публикационной активности за последние три года, а УрФУ впервые вошел в тройку лидеров.

Обратите внимание: НАТО тщетно пытается найти минусы в защите российских С-400.

В топ-10 вошли ЮУрГУ (5 место), Казахский национальный университет им аль-Фараби (9 место) и Финансовый университет (10 место). Университет аль-Фараби стал вторым представителем Казахстана в топ-10 наряду с Назарбаев Университетом.

Еще два вуза впервые преодолели рубеж в 25 публикаций рейтинга ABDC за последние три года: Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону) и Евразийский национальный университет. Л.Н. Гумилева (Астана, Казахстан).

4. Партнерство уходит на Восток

В этом году стали отчетливо видны различия в новых партнерских отношениях между Россией и Казахстаном, двумя крупнейшими странами-участницами карты. И это тоже связано с геополитическими факторами. Для России лидерами по количеству новых договоров с организациями с аккредитацией первого уровня являются Индия (5), Китай (4), Турция (3) и Марокко (2). Для Казахстана новые партнерства заметно отличаются: Южная Корея (5), Великобритания (4) и Франция (3).

Управляющий директор Школы бизнеса МИРБИС Федор Федоров считает весьма перспективным образовательное сотрудничество с Индией: «Это связано с развитием отношений двух стран в сферах экономики, торговли, финансов и социокультурного общения, где роль образовательных коммуникация как соединительный элемент великолепна».

В прошлом году стало очевидно, что бизнес-школе необходимо расширять пул партнеров, и Индия, по словам Федора Федорова, была в числе первых кандидатов, тем более что база для этого уже была создана: «МИРБИС достаточно тесно сотрудничал с количество университетов в Индии. В частности, развивалось сотрудничество с Институтом менеджмента в Ахмадабаде в рамках консорциума глобальных бизнес-инноваций по программе Executive MBA. Руководители индийских компаний приезжали в Москву, где в рамках стажировки, организованной МИРБИС, слушали лекции, выполняли проекты и ездили в ведущие компании Москвы. В то же время в Ахмадабад отправились студенты МИРБИС Executive MBA».

Сейчас, по словам Федора Федорова, потенциально интересны семинары по кросс-культурным особенностям ведения бизнеса и выхода на индийский рынок в очном и онлайн-форматах для студентов МИРБИС: «Обмен педагогической практикой на уровне дополнительного профессионального образования, организация стажировок тоже интересно».

Новые партнерства — далеко не главный фактор, изменивший географию партнерств на карте. Наиболее важные изменения, наоборот, связаны с прекращением партнерства, о чем массово сообщают различные российские бизнес-школы. Так, среди завершенных партнерств лидером стала Франция (15), на втором месте — Великобритания (12), а на третьем — США (11). Было заключено три или более партнерских отношений с аккредитованными школами в Финляндии, Испании, Италии, Нидерландах, Германии и Канаде. Карта партнерства бизнес-школ России и СНГ стала тоньше впервые с момента ее создания в 2017 году.

Что касается программ двойных дипломов с европейскими партнерами, то многие из них продолжают действовать. И все же европейские бизнес-школы лидируют по количеству прекращенных программ с российскими бизнес-школами: Франция (19), Великобритания (18) и Испания (7). Среди новых программ российских бизнес-школ можно отметить магистерскую программу Высшей школы бизнеса при НИУ ВШЭ – Москва с марокканской Рабатской бизнес-школой, имеющей аккредитации EFMD и AACSB. Представленные на карте казахстанские бизнес-школы имеют совершенно другую динамику: никаких прекращенных программ и новых двойных дипломов с партнерами из США (8), Южной Кореи (4) и Швейцарии (3).

Несмотря на это, Жанна Беляева, академический директор ИнЕУ УрФУ, отмечает рост международной студенческой мобильности по аккредитованной EFMD программе «Мировая экономика и международный бизнес»: «Интернационализация образования – необходимый элемент образования. Стажировка в зарубежных вузах-партнерах — это отличная возможность расширить профессиональные границы и приобрести актуальные soft skills. В этом году некоторые наши студенты проходят дуальное обучение в Германии и Франции, и мы сохранили эти программы, несмотря на изменение внешнеполитического фона».

Уровень академической мобильности по-прежнему достаточно высок и разнообразен, в том числе за счет преподавания на английском языке. По словам Жанны Беляевой, например, студенты в текущем семестре УрФУ едут как на Запад, так и в новые вузы-партнеры на Востоке: «Интересно, что есть желающие провести семестр в Казахстане, многие выбирают Турцию».

Развитию новых направлений во многом способствовало снятие анти-COVID-ограничений в Китае и открытие границ с этой страной. Интерес к Китаю был всегда, но сейчас, в связи с поворотом на Восток, это направление стало чрезвычайно популярным.

«Наши студенты не только осенью поедут на семестр в Китай, в разные регионы, но и посетят ряд летних школ в ведущих вузах этой страны», — отмечает Жанна Беляева.

Кроме того, по ее словам, Южная Корея традиционно представляет большой интерес. «Активно развиваются партнерские отношения с Индией и Шри-Ланкой, планируется, что в следующем семестре студенты поедут в эти страны», — говорит она.

В свою очередь страны Урала в июле примут студентов из стран СНГ в рамках Летнего университета УрФУ, совсем недавно профессор из Чили вел курсы для студентов факультета экономики и менеджмента УрФУ.

«Таким образом, интернационализация образования продолжается, это позволяет не только продвигать интересы российского бизнеса за рубежом, но и выпускать настоящих профессионалов мировой экономики и международного бизнеса», — резюмирует Жанна Беляева.

5. Видимость на горизонте

Переориентация российских бизнес-школ на Восток стала не просто модной риторикой; это инструмент для того, чтобы российские бизнес-школы были видны на карте мира. Европейские и американские бизнес-школы вряд ли скоро откажутся от лидирующих позиций в списке партнеров бизнес-школ России и стран СНГ, поскольку изначально доминировали в этом пуле. Но в будущем новые тенденции могут привести к существенным изменениям на карте интернационализации.

Пока мы видим, что Индия стала лидером по количеству новых партнерств между российскими бизнес-школами. Речь идет об аккредитованных школах, то есть о тех, которые подтвердили, что соответствуют высоким международным стандартам. Потенциал для дальнейшего развития здесь огромен: например, 21 индийская бизнес-школа имеет аккредитацию AACSB (для сравнения: Германия — 12), EQUIS — 6 (Германия — тоже 6), AMBA — 14 (Германия — 6).

Развитие казахстанских бизнес-школ – это и вызов, и возможность для российских бизнес-школ. Вектор их интернационализации по-прежнему направлен в сторону Европы и США. Это может дать им конкурентное преимущество на основе роста, который уже наблюдался в последние годы. В то же время казахстанские бизнес-школы налаживают прочные взаимовыгодные партнерские отношения с российскими. Это из-за общности культур, языков, а также транспортной доступности, в обе страны можно ездить без виз и даже паспортов.

По словам заместителя ректора, директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, президента РАБО (Российской ассоциации бизнес-образования) Сергея Мясоедова, ведущие российские бизнес-школы и Российская ассоциация бизнес-образования предприняли ряд шагов, направленных на выстраивание отношений с группа дружественных стран.

- Мы заключаем практические соглашения о сотрудничестве с партнерами из Китая, Индии, Сербии, Турции, Ирана, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Южной, Северной и Центральной Африки. Бизнес-школы в бывших советских республиках постепенно переходят к реальному сотрудничеству, говорит Сергей Мясоедов. По его словам, основными направлениями являются обмен студентами и преподавателями, программы для делового мира: «В центре обсуждения проекты «Двойной диплом» по программам MBA/EMBA/DBA и «Особый магистр», совместные научные исследования и публикации, и научные конференции».

В частности, в начале июня в Москве на базе ИБДА РАНХиГС и при поддержке РАНХиГС прошла международная конференция, посвященная новым тенденциям развития бизнес-образования в мире, БРИКС стран и России. В нем приняли участие представители Армении, Казахстана, Китая, Индии, Ирана, ОАЭ, Марокко, ЮАР и Сербии.

«Это позволяет говорить о том, что наши отношения с бизнес-образованием в большинстве дружественных стран, несмотря на санкции, развиваются стремительно, следуя в фарватере движения к многополярному миру», — считает Сергей Мясоедов.

В целом, несмотря на появление новых партнерских отношений в дружественных странах, ситуация для российского бизнес-образования непростая. Бизнес-образование всегда держалось в стороне от политики, что позволяло строить межкультурные связи по всему миру. Однако ситуация изменилась, по мере стабилизации геополитической ситуации в первую очередь будут восстановлены связи в сфере культуры и образования, как говорят многие участники нашего проекта. Сейчас важно не разрывать контакты в сфере образования, приостановленные по политическим мотивам, вкладываться в новые отношения, в первую очередь на Востоке, дать студентам и компаниям возможность получить навыки межкультурного общения и опыт построения отношения даже в нынешних сложных условиях.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Видимость российских бизнес-школ в глобальном пространстве ухудшилась, но не критично.