ТУСУР готовит элитных инженеров через реальные проекты с индустрией

Основная цель передовой инженерной школы заключается в том, чтобы интегрировать студенческие коллективы в практическую проектную работу, напрямую связанную с потребностями рынка и реального производства.

Антон Лощилов

Высшая инженерная школа Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) специализируется на формировании высококлассных кадров и проектных команд для сфер электроники, приборостроения и телекоммуникаций. О принципах подготовки инженеров новой формации и стратегическом партнёрстве с ведущими российскими предприятиями в интервью «Эксперту» рассказал руководитель Научно-образовательного центра (НОЦ) Антон Лощилов.

1. Практика как основа образования

«В современных экономических условиях как никогда востребованы специалисты высочайшей квалификации. Какую роль в их подготовке играют инженерные школы?

— От уровня инженерного образования зависит конкурентоспособность целых отраслей промышленности. Однако сегодня недостаточно просто обучить человека выполнять узкий набор функций. Выпускники должны уметь эффективно работать в команде, понимать логику бизнеса и осознавать конечную ценность создаваемого продукта. Достичь этого можно только одним способом — вовлекая студентов в реальные проектные работы по созданию рыночных продуктов уже в процессе обучения.

В нашей образовательной модели каждый студент становится частью такой проектной деятельности. Для реализации инициатив формируются междисциплинарные команды. Каждый участник берёт на себя конкретную роль — исследователя, технолога, конструктора или другую — и совместно с наставником определяет индивидуальный образовательный маршрут. Этот маршрут включает необходимые дисциплины, стажировки и мероприятия, важные как для личного развития, так и для успеха всего коллектива.

Мы организовали специальную биржу проектов, на которой представлены задачи от индустриальных партнёров, ведущих научных групп и университетской стартап-студии.

Обратите внимание: Командующий миротворцами в Карабахе раскрыл свою национальность.

Отбор наиболее перспективных тем осуществляет комиссия, в которую входят представители компаний-партнёров и руководители ключевых направлений НОЦ.

2. Дорожная карта проекта: от идеи до прототипа

В начале учебного года мы планируем запустить около 30 новых проектов. У команд есть два года, чтобы пройти полный цикл: от генерации и проработки идеи до создания минимально жизнеспособного продукта (MVP) с проверенной бизнес-моделью и оформленными правами на интеллектуальную собственность.

3. Стратегическое партнёрство с индустрией

— Как выстроено взаимодействие школы с бизнес-партнёрами?

— Программа развития НОЦ реализуется при активной поддержке семи индустриальных партнёров. Примечательно, что три из них — ООО «СТК» («Системы. Технологии. Связь»), АО «НПФ «Микран» и ООО «ТЕСАРТ» — были созданы выпускниками ТУСУРа, что говорит о сильной предпринимательской культуре университета.

НОЦ выступает в роли катализатора совместной работы — это площадка для тестирования новых продуктов, исследований и образовательных технологий, ориентированных на проектное обучение. Партнёры участвуют в софинансировании, экспертизе проектов, а также предоставляют доступ к своей исследовательской и технологической инфраструктуре.

4. Результаты и перспективные разработки

— Можете ли вы привести примеры успешных кейсов, реализованных в стенах школы?

— Безусловно. Среди них — разработка радиоретранслятора стандарта DMR во взрывозащищённом исполнении для работы в арктических условиях (проект для компании «СТК»), а также измерительное оборудование и программное обеспечение для анализа материалов в бытовых СВЧ-печах (в интересах НПЦ «Микран»). Также стоит отметить проект по созданию оперативного центра для мониторинга и доставки грузов с использованием беспилотных авиационных систем, а также работы в области разработки бортовой космической техники и компонентной базы для неё.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Ключевая задача передовой инженерной школы — погружение студенческих команд в реальную проектную деятельность.