Стремясь сохранить лидерство в высокотехнологичных отраслях и снизить зависимость от Китая на фоне растущего соперничества, США активно ищут новых поставщиков редкоземельных металлов. В фокусе американской внешней политики оказалась Монголия, чьи запасы этих критически важных ресурсов уступают только китайским. Однако, несмотря на огромный потенциал, реализовать его на практике будет крайне сложно из-за целого ряда препятствий.

Активность Вашингтона на этом направлении наглядно демонстрируют недавние события. В конце июня США и Монголия подписали Меморандум о взаимопонимании, направленный на развитие сотрудничества в разведке и добыче критически важных полезных ископаемых. Эти материалы играют ключевую роль в современных технологиях — от производства полупроводниковых чипов до создания аккумуляторов для электромобилей.
Знаковым стал и недавний визит в США премьер-министра Монголии Лувсаннамрайна Оюун-Эрдэнэ — первый за последние пять лет. В ходе переговоров стороны подписали дорожную карту экономического сотрудничества и ряд других соглашений, что подчеркивает стратегическую важность партнерства для обеих стран.
1. Китайский фактор и поиск альтернатив
Долгое время основным поставщиком редкоземельных элементов для США, не обладающих достаточными собственными запасами, был Китай. Однако постоянное ухудшение двусторонних отношений создает серьезные риски для стабильности поставок. Китай уже не раз демонстрировал готовность использовать доступ к этим ресурсам как инструмент давления.
В 2019, 2021 и 2022 годах китайские официальные лица и государственные СМИ заявляли о возможном пересмотре правил экспорта, в частности, об ограничениях для американских оборонных компаний, таких как Lockheed Martin и Raytheon. А в июле 2023 года Пекин расширил экспортный контроль на галлий и германий — ключевые элементы для производства микрочипов, применив аналогичные меры к 36 технологиям, оставив за собой право на дальнейшие ограничения.
2. Почему выбор пал на Монголию?
Именно эти риски заставили США обратить пристальное внимание на Монголию. Хотя Вашингтон ведет переговоры и с другими странами, включая Канаду, ДР Конго и Южную Африку, запасы Монголии являются одними из крупнейших в мире. По различным оценкам, в ее недрах содержится около 16,8% (31 млн тонн) мировых запасов редкоземельных элементов — это второй показатель после Китая.
Однако путь к освоению этого богатства усеян серьезными препятствиями, которые можно разделить на три категории: экологические, политико-правовые и логистические.
Обратите внимание: Sohu: Россия уводит у США из-под носа многомиллиардные контракты с Китаем.
3. Тройной вызов: экология, законодательство и логистика
Первая проблема — экологическая. Промышленная добыча редкоземельных элементов — процесс, сопряженный с высоким уровнем загрязнения и огромным потреблением воды, которая в регионах залежей (например, в пустыне Гоби) является дефицитным ресурсом. Кроме того, эти территории являются средой обитания для редких видов флоры и фауны. В современную эпоху, когда экологические, социальные и управленческие стандарты (ESG) играют огромную роль, запуск добычи в таких условиях несет серьезные репутационные риски для международных компаний, вынуждая их разрабатывать сложные и долгосрочные стратегии выхода на рынок.
Вторая проблема — несовершенство правовой базы. В Монголии до сих пор отсутствует современное законодательство, регулирующее проекты по добыче редкоземельных элементов. Представители горнодобывающей отрасли жалуются на медленные темпы модернизации законов, регулирующих все этапы — от оценки экологических рисков до процедуры лицензирования. Именно из-за этих барьеров, несмотря на огромные запасы, доля страны в мировой добыче сегодня составляет лишь 1,6%. Правительство США может подписывать соглашения, но заставить частные компании инвестировать в рискованные проекты с неясными перспективами — задача крайне сложная.
Третья и, возможно, самая серьезная проблема — логистика. Монголия не имеет выхода к морю и находится в географической изоляции. Создание автомобильных маршрутов снабжения — дорогостоящее и сложное мероприятие. Наиболее очевидный и экономичный путь экспорта ресурсов лежит через территорию Китая. Это создает парадоксальную ситуацию: чтобы снизить зависимость от Пекина, США могут оказаться вынуждены полагаться на него же в вопросах транспортировки. Теоретически Китай может ввести ограничения на транзит или ужесточить таможенный контроль, что поставит под угрозу всю цепочку поставок.
4. Дипломатические маневры и геополитическая реальность
Американские дипломаты признают эти сложности. Сообщается, что в ходе визита монгольского премьера стороны обсуждали «творческие варианты» решения транспортной проблемы. Однако путь от дискуссий до практической реализации весьма долог, и ключ к решению, вероятно, лежит в переговорах с соседними странами-транзитерами.
Любопытно, что монгольский премьер, назвав США «стратегическим третьим соседом», тем самым косвенно указал на двух реальных, географических соседей: Китай на юге и Россию на севере. Это создает уникальную геополитическую ситуацию, в которой амбициозные планы Вашингтона упираются в суровую реальность евразийской географии. Таким образом, даже преодолев производственные и правовые барьеры, США могут столкнуться с непреодолимыми логистическими трудностями, которые в условиях технологической гонки с Китаем ставят под вопрос успех всей этой стратегии.
Больше интересных статей здесь: Новости.