Запуск магистерской программы «Управление научно-технологическими проектами» позволит подготовить специалистов с уникальной компетенцией для региональной экономики
Даниил Сандлер: «Объединение усилий дает колоссальный эффект, поэтому мы переходим от конкуренции к сотрудничеству с уральскими вузами»В рамках Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (УМРЕК) три ведущих университета Урала – Уральский федеральный университет, Южно-Уральский государственный университет и Курганский государственный университет – запустили новую сетевую магистерскую программу «Менеджмент научно-технического Проекты». О целях инициативы и ее ожидаемых результатах мы поговорили с первым проректором по экономике и стратегическому развитию УрФУ, кандидатом экономических наук Даниилом Сандлером.
1. Особый запрос промышленности
— Даниил Геннадьевич, вузы выпускают много управленческих кадров для экономики, почему существует необходимость именно в этом направлении?
— Это ответ на запрос региональной промышленности. Компании осознали, что их развитию мешает нехватка квалифицированных менеджеров научно-технологических проектов. Сегодня промышленность быстро разрабатывает новые виды продукции, и одним из ограничений часто является нехватка идей или материалов, а также людей, обладающих конкретным опытом. Они должны создать команду, в которой программист, конструктор, технолог, экономист и механик будут говорить на одном языке.
— Почему для этого вам понадобилось создать сетевой проект?
— Этот запрос исходит от сектора недвижимости. В рамках РЭЦ участники создают новые цепочки сотрудничества. Например, разработка продукта может появиться в Челябинске, а технология внедряться в Свердловской области, или наоборот. Сетевая программа позволяет сразу подготовить специалистов, способных эффективно работать в такой среде; они изначально должны быть готовы к работе с коллегами из разных регионов и сфер деятельности
— Как будут построены образовательные программы?
— Эти программы тоже смесь. Помимо преподавателей вузов, мы пригласили к участию в проекте представителей компаний и академических учреждений. Собрать такую аудиторию достаточно сложно, но мы постараемся это сделать, потому что видим эффект.
— За последние годы появилось много современных практик управления проектами, почему бы их просто не использовать?
— Да, иногда кажется, что Agile или Scrum решат все проблемы. Но на деле компании сталкиваются с тем, что не могут отказаться от старых подходов и взять новые из ИТ-сферы. Поэтому каждая отрасль вынуждена с учетом своей технологической цепочки и подходов формировать гибрид классических методик управления проектами и лучших практик, сложившихся в ИТ-сфере. И ни у кого сейчас нет этого секрета. В рамках REC мы пытаемся найти оптимальную комбинацию, и это происходит прямо с колес. Поэтому мы будем регулярно приглашать в программу людей, которые на данный момент фактически ведут проекты в рамках Уральского научно-образовательного центра.
2. Микс подходов и практик
— На кого рассчитана программа?
- Мы ожидаем, что аудитория будет смешанной. С одной стороны, это сотрудники компаний, которым необходимы новые навыки, с другой – выпускники бакалавриата, готовые строить карьеру в этом направлении. Мы знаем, что между этими группами существует своего рода социальный конфликт: опытные работники производства любят обвинять молодых людей в незнании машиностроения или аэрокосмической отрасли. В свою очередь, молодые люди являются носителями новой цифровой культуры, которой нет даже у самых опытных специалистов. Мы хотим создать среду, не допускающую конфликтов, а обмен навыками, подходами и лайфхаками. Мы поддерживаем метод обучения не только со стороны учителей, но и внутри класса; мы ожидаем, что наши студенты будут учиться друг у друга, тем более что эта программа содержит множество проектных мероприятий и будет много коллективных домашних заданий. Мы ожидаем, что проектная работа в рамках магистратуры будет иметь колоссальный эффект, поскольку будет практикоориентированной.
— Как должно быть организовано обучение?
— Мы набираем студентов из трех регионов — Свердловской, Курганской и Челябинской областей. И это не дистанционные технологии в чистом виде. Преподаватель будет находиться в классе, но подключиться к его лекции можно из любого места, даже если человек в это время находится в командировке. Мы приобрели специальное оборудование, которое позволяет преподавателю работать одновременно с находящимися в классе и с внешними участниками. Кроме того, программа построена таким образом, что она проводится очно по субботам. Это позволит студентам совмещать обучение проектному менеджменту и менеджменту с текущей академической деятельностью.
— Какой компетентностью должны обладать эти специалисты? Чем они отличаются от обычных менеджеров?
- Во-первых, они должны обладать профессиональной компетентностью в области управления. При этом они должны уметь совмещать эти навыки в рамках узких задач конкретного проекта. Конечно, вы должны уметь работать в команде и владеть техникой ведения переговоров. К сожалению, работать в стиле «Я приказал, ты сделал» или «Мне приказали, я сделал» уже не работает. Все вынуждены договариваться друг с другом. Это очень важный навык общения. Мы считаем, что язык проектной деятельности – это именно тот язык, который позволит привить этот навык. Да, могут быть разные точки зрения, но есть периметр проекта: сроки, бюджет, этапы, и всего этого команда должна придерживаться, чтобы получить результат. Мы меньше зацикливаемся на каких-то хайповых элементах, концентрируемся на внедрении базовых профессиональных лидерских навыков и гибких компетенций, которые действительно будут востребованы в проектах.
— Есть ли в программе какие-то специальные курсы?
- Несомненно. Например, у нас есть курс «Патентный и наукометрический анализ». Зачем это нужно? Часто, начиная проект, компании забывают посмотреть, что уже реализовали их партнеры или конкуренты? Они что-то пытаются разработать, а может быть, кто-то уже это делает? Своим опытом с нашими студентами поделится известный специалист в области патентной деятельности, руководитель службы управления интеллектуальной собственностью Уральского федерального университета Дмитрий Шульгин.
Еще один спецкурс связан с информационными технологиями.
Мы убеждены, что сегодня каждый специалист должен иметь представление о том, как проходят циклы создания информационных систем. Кроме того, мы будем проводить этот курс в форме дополнительного образования. Это значит, что это не просто теоретическая подготовка, связанная с прослушиванием определенных часов лекций. Задача будет заключаться в том, чтобы применить эти знания в конкретном проекте. Этот курс будет вести талантливый заведующий кафедрой бизнес-информатики Уральского федерального университета Александр Тарасьев. Он работает в этом формате уже несколько лет и получает очень хорошие отзывы от компаний, направляющих к нему своих специалистов.
И конечно, без финансов не обойтись: в структуру программы входят дисциплины, связанные с расчетом финансовой модели проекта. И здесь мы также совмещаем разные дисциплины в связи с циклом управления проектами. Руководитель группы должен обладать общими навыками оценки этапов реализации проекта и механизмов реализации. В то же время вы должны уметь быстро реагировать на изменения. И мы тоже стремимся привить это нашим слушателям, ведь не всегда в компаниях все идет по заранее выстроенному плану: меняется поставщик, отключается ПО и так далее. Поэтому мы постараемся научить слушателей сохранять общую направленность проекта при любых условиях.
3. В концепции объединения
— Университеты вообще конкурируют друг с другом, но в данном случае произошло слияние. Как будет работать эта модель?
— Недавно мы подписали сетевое соглашение между тремя университетами. Мы договорились, что каждый год будем решать, на основании чего университет будет поступать на программу. Два других участника помогают. В этом году Уральский федеральный университет проводит набор, потому что у нас больше бюджетных мест – в этой магистратуре их выделено 15. Активное участие в образовательной программе принимают и другие вузы. Коллеги из Южно-Уральского государственного университета уже записали очень интересные курсы по электронным ресурсам. Они будут доступны нашим слушателям. Совместно с Курганским государственным университетом мы создали популярную дисциплину – «Информационные технологии в управлении проектами».
В целом, когда мы формировали магистерскую программу, мы поняли, что вместе работать легче и быстрее, объединение усилий дает колоссальный эффект, поэтому мы переходим от конкуренции к сотрудничеству.
Такой формат возможен еще и потому, что проект реализуется в очках научно-образовательного центра, а участниками являются Курганская, Челябинская и Свердловская области. На этой основе мы уже научились сотрудничать.
Обратите внимание: Турция может закрыться для туристов в ближайшее время.
И именно сотрудничество внутри РЭЦ дает нам возможность развиваться. Кстати, один из уникальных курсов для нашей программы записал проректор по инновационной деятельности Южно-Уральского государственного университета Сергей Ваулин, курирующий деятельность научно-образовательного центра ЮУрГУ.— В чем уникальность курса?
— Технологическое развитие сегодня сопровождается достаточно высоким уровнем государственной поддержки. И руководитель проекта должен уметь использовать эти механизмы. Например, в рамках нацпроекта «Наука и университеты» существует механизм предоставления субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичных производств. Этот инструмент работает в рамках Постановления Правительства РФ №218. Здесь немало тонких деталей и их нужно знать и понимать. В курсе подробно описано, как привлечь такие ресурсы в проект и затем добиться успеха в его реализации. Это очень полезная практическая рекомендация, сделанная на основе анализа нормативных документов и личного большого опыта: как написать заявку, как отвоевать право на субсидию, как избежать подводных камней при реализации проекта и его выполнении в срок.
— Есть ли аналогичная магистерская программа для подготовки таких специалистов в других вузах?
— Ряд бизнес-университетов дают экспертизу по управлению технологическими проектами, есть отдельные программы подготовки специалистов по заданиям конкретного бизнеса. Отличительная особенность нашей программы в том, что она создана по заказу научно-образовательного центра. А подобные сетевые магистерские программы по управлению научно-технологическими проектами пока не созданы ни в одном регионе. На рынке конечно есть несколько программ профессионального образования, но это немного другая конструкция. Мы создали программу, сочетающую в себе множество различных элементов как на уровне подачи учебного материала, так и на уровне аудитории. И я не думаю, что такой опыт можно повторить. Для реализации такого сетевого проекта требуется немало усилий.
— Сколько специалистов вы планируете подготовить для рынка?
— Как я уже сказал, на первый набор выделено 15 бюджетных мест, на контрактной основе мы набираем не более 10–15 человек. Мы не хотим выходить за рамки 25 человек, поскольку стремимся обеспечить реальное общение в учебной группе и применяем индивидуальный подход к обучению. Через три-четыре года мы, вероятно, удвоим это число.
Мы ожидаем мультипликативного эффекта. Наличие хотя бы нескольких человек, прошедших такую программу, уже поможет изменить общую культуру управления технологическими проектами в компании. Потому что, как правило, люди сами начинают учить друг друга. Мы очень надеемся, что это произойдет. Наши кандидаты станут послами грамотной реализации успешных проектов. В этом случае компании не потребуется переобучать весь управленческий состав. В сочетании с дополнительными профессиональными образовательными программами, работающими в центре компетенций Уральского межрегионального научно-образовательного центра, это будет полезно для уральской промышленности.
Николай Дудин, заместитель генерального конструктора НПО «Автоматизация
— Навыки, которые даст магистратура, востребованы. Мы в НПО Автоматизации проводим высокотехнологичные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Нам необходимо использовать современные методы работы. Важно, чтобы эти методы использовались комплексно и системно, сочетали технологии цифрового развития с эффективными методами планирования. Для нашей компании традиционно важно сквозное управление всем жизненным циклом продукции. И мы, как никто другой, понимаем, что цепочка «научное исследование – инновационный проект – внедрение в промышленность – вывод продукта на рынок – обеспечение эксплуатации» представляет собой многокомпонентную задачу. И эта задача требует от менеджеров проектов умения точно и внимательно оценивать ситуацию; они должны динамически прогнозировать развитие всех обстоятельств, влияющих на продукт.
Программа «Управление научно-технологическими проектами» охватывает необходимый объем знаний. Уверен, что это будет способствовать повышению квалификации и навыков наших сотрудников. Мы, естественно, ожидаем, что новая магистерская программа позволит нашим менеджерам проектов быстрее достигать результатов.
Большим преимуществом является совмещение обучения с работой. Программа разработана для обучения уже состоявшихся и успешных специалистов и менеджеров. И компании важно, чтобы они не прерывали свою трудовую деятельность на время учебы. Кроме того, каждый магистрант сможет не только получить знания, но и быстро применить их на практике в своей повседневной деятельности, что закрепит результаты учебы.
Мы также видим эффект от того, что программа объединит молодых людей из разных областей. Во-первых, это обмен и взаимообогащение опыта. Такое общение создает благоприятную среду для дальнейшего профессионального роста, как в плане получения новых знаний, так и в плане личностной мотивации. А во-вторых, это формирование устойчивых горизонтальных связей между представителями разных технических областей, это возможная синергия, студенты будут общаться друг с другом, анализировать различия и искать что-то общее, создавать новые идеи на стыке технологий.
Я ожидаю, что новые инициативы сыграют очень непосредственную и значительную роль в нашем будущем успехе. Нашей компанией всегда руководили и продолжают руководить выпускники вузов, входящих в Уральский научно-образовательный центр. Для многих из нас, в том числе и для меня, университеты-члены РЭЦ являются нашей альма-матер. НОЦ – сравнительно новая комплексная структура, призванная добиться нового качества в подготовке специалистов для промышленности. А магистерские программы и программы непрерывного образования дают возможность уже состоявшимся специалистам открыть в себе новые горизонты.
Когда мы назначаем человека руководить проектом, он часто вырастает как профессиональный разработчик. Он знает, как получить техническое решение, но ему дают организационные документы и говорят: «Давай, управляй проектом, ты знаешь, как разработать этот продукт». И ему приходится решать другие задачи – планирование, управление развивающейся экономикой, взаимодействие с заказчиками и потребителями. И в этот момент нам важно обучить его новой квалификации.
Наш сотрудник сможет бесплатно получить степень магистра всего за два года. На мой взгляд, двухгодичное качественное образование в магистратуре актуально. В российском обществе на эту тему шли ожесточенные споры: нужна ли такая форма образования или нет. По своему опыту могу сказать, что это необходимо. Например, я закончил магистратуру уже состоявшимся профессионалом и многому научился сам. Поэтому могу сказать, что я энтузиаст такого подхода. Конечно, у каждого человека может быть своя точка зрения, и только практика покажет, сбудутся ли наши прогнозы об актуальности инициатив РЭЦ. Для нас весь этот проект только начинается, но у нас уже три человека сдают вступительные экзамены в магистратуру. И в будущем, я верю, они подадут положительный пример и проложат путь своим последователям.
Александр Разинкин, технический директор КУМЗ
- Мы, конечно, заинтересованы в повышении компетентности специалистов в этой области. У нас есть пять человек, которые будут обучаться по этой программе.
В течение рабочей недели наши сотрудники не имеют возможности учиться, они заняты на производстве. И по этой программе занятия будут проходить по субботам. Этот шаг Уральского федерального университета навстречу компаниям вписывается в стратегию взаимного развития наших организаций. Нам очень нравится, что университет учитывает интересы промышленности.
В то же время мы также выиграем от налаживания связей в профессиональной среде менеджеров проектов. Когда люди из разных областей знаний собираются вместе, каждый может внести свой вклад в общее дело. Кроме того, каждый получает что-то из разных областей знаний, не привязываясь к строгим должностным инструкциям. В управлении проектами происходит взаимообогащение, расширение кругозора, приобретение новых знаний для решения конкретных производственных задач. Это очень важно для нашей компании.
С Уральским научно-образовательным центром мы сотрудничаем уже довольно давно, но попробовать сотрудничать в сфере образования решили относительно недавно. Мы заинтересованы в повышении квалификации нашего персонала, это способствует повышению эффективности компании.
Больше интересных статей здесь: Новости.