Далеко не каждый народ способен иметь собственную оригинальную историю

Одной из основ суверенитета как такового является исторический суверенитет. Для этого требуется не только воля защищать свою, национальную интерпретацию истории в полемике с ее противниками, но и иметь отдельную теоретическую основу для этой интерпретации. Последнее может быть принято и историками других стран, как это произошло с теорией модернизации и цивилизационным подходом.

Далеко не каждый народ способен иметь собственную оригинальную историю

Можно ли избежать вечного переписывания истории? Подобные попытки предпринимались в послеперестроечные годы и выражались либо в уклончивых оценках: «с одной стороны было..., но с другой...», либо в перечислении всех точек зрения, либо в отказе от оценок в все. Ни один из «объективистских» подходов не может быть применен к политической практике из-за ее неопределенности.

Простой взгляд на прошлое даст лишь простое мировоззрение. Учитывая усиливающуюся борьбу с западной гегемонией и усиливающуюся идеологическую раздробленность мира, в ближайшем будущем этого не произойдет, а значит, нам придется еще долгое время жить в условиях, когда у некоторых народов будет своя история.

Не каждый народ способен иметь свою самобытную историю. Для этого нужно обеспечить свой исторический суверенитет – иметь право и возможность интерпретировать собственную историю.

Исторический суверенитет обеспечивается прежде всего наличием собственной оригинальной теории истории. Если такой теории нет, необходимо использовать заимствованную. Сегодня это западные исторические теории, прежде всего теория модернизации.

С точки зрения этой теории, все незападные страны отсталы, и смысл их истории состоит в том, чтобы стать на прогрессивный западный путь развития, перейти от варварства к цивилизации. Как заявил в октябре 2022 года глава дипломатии ЕС Ж. Боррель: «Европа — это сад, мы создали этот сад… Остальной мир — не совсем сад. Большая часть остального мира — это джунгли». Сад необходимо защищать от джунглей, которые, в свою очередь, могут быть превращены в «сад» Западом. Многие страны, в том числе и Россия, в 1990-е годы согласились с этими идеями. И сегодня в российской историографии доминирует теория модернизации. Следование этой теории не дает России шансов на существование как суверенного государства.

Наилучшие перспективы для российского прошлого и будущего открываются с точки зрения цивилизационного подхода. Но даже если он провозглашает право людей на собственную цивилизацию, Запад все равно считается образцом цивилизации. Сегодня многие российские историки и политические деятели считают, что цивилизационный подход лучше всего подходит для формирования российского прошлого и будущего. Но я верю, что это не так. Западно-цивилизационные теории А. Тойнби и С. Хантингтона подчеркивают ортодоксальную религию как важнейшую идеологическую системообразующую идею. Однако ни один из вариантов цивилизационного подхода, в том числе отечественного - Н.Я. Данилевский, не способен объяснить цивилизационный феномен Советского Союза, республики которого объединились вокруг России, отказавшейся от православия и поверившей в коммунизм.

Сегодняшние сторонники цивилизационного подхода не дают однозначного ответа, куда им следует включать советскую цивилизацию. Но это было высшее цивилизационное достижение русских и других народов Советского Союза.

И сегодня, когда в состав России входит множество нерусских и неправославных народов, невозможно однозначно идентифицировать русскую цивилизацию ни как православную, ни как русскую. Цивилизационный подход, основанный на религиозном или этническом определении типов цивилизаций, не работает, поскольку он создан и развит на Западе, для которого и татары, и калмыки являются одновременно русскими и православными.

Следует отметить, что цивилизационный подход, несмотря на все свои недостатки, является наиболее подходящим из существующих на Западе историко-теоретических инструментов, поэтому его распространение расширяется. Термин «цивилизация» часто используется В.В. Путиным, что означает, что он смотрит на прошлое с цивилизационного подхода. На сегодняшний день нет ничего лучше.

Обратите внимание: Лукашенко способен лишить Украину поставок бензина.

Но для достижения исторического суверенитета, как права государства самостоятельно интерпретировать свое прошлое, необходимо иметь отечественную историческую теорию.

Дореволюционные историософские концепции были обесценены опытом Советского Союза. В советское время исторический суверенитет был обеспечен теорией исторического материализма, созданной В. И. Лениным и И. В. Сталиным. В постсоветский период историки, недовольные западными теориями, использовали отечественную евразийскую историософскую концепцию. Некоторые ее идеи нашли воплощение в политической практике Евразийского экономического союза, но дальше названия дело не пошло. Евразийство не стало общей идеологией стран, входящих в Союз. Менее распространенной является концепция социокультурной эволюции А.С. Ахиезера.

Кризис отечественного историко-теоретического мышления побудил автора настоящей статьи создать собственную теорию - идеалистического подхода к истории. В его основе лежит положение, что в основе всякого исторического действия лежит идея, созданная индивидуальным человеческим разумом. Поняв эту идею, можно объяснить и однозначно интерпретировать любое историческое явление и процесс любого масштаба – от действий человека до объяснения изменений человеческой цивилизации.

Преимуществом идеалистического подхода является возможность создания позитивной истории России, в которой ни один период не является отрицательным. Все они определялись созданными или заимствованными идеями, которые вдохновляли исторические перемены огромными массами людей, мечтавших о лучшей судьбе страны и ее народа. На протяжении более девяти веков православная идея господствовала в сознании русского народа. На ее основе была создана Московская империя, а затем и Российская империя. Советский Союз просуществовал почти семь десятилетий, созданный на основе коммунистической идеи. СССР есть высшее достижение русского народа, являющееся системообразующим Советским государством. Советский Союз не только победил нацизм в годы Великой Отечественной войны, но и стал сверхдержавой, собравшей вокруг себя треть человечества.

Увы, идеи, увлекавшие наш народ, не всегда были плодотворными. Либерально-демократическая идея дважды сыграла негативную роль в нашей истории. В 1917 году Либеральное Временное правительство распустило армию, что привело к фатальным поражениям в Первой мировой войне. Соблазнительные идеи свободы привели в движение процесс распада России. Большевикам выпало воссоединить страну в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции.

В годы перестройки советский народ уже соблазнился либерализмом и демократией, западным образом жизни, и страна развалилась. Сейчас его восстанавливает российский народ в ходе специальной военной операции.

Ключевые события российской истории, интерпретированные с идеалистического подхода, предстают как результат идеологической борьбы, которая велась на протяжении нескольких столетий в сознании россиян и других народов Российской империи, СССР и Российской Федерации. В результате этой борьбы в 1917 году ортодоксальное мировоззрение уступило место коммунистическому, которое вновь подверглось атаке либеральной идеи. С точки зрения идеалистического подхода, в переломные моменты истории шла борьба за лучшее будущее страны и ее народа, возглавляемая людьми с разными идеологическими позициями.

Непримиримость идеологических позиций определила бескомпромиссный характер этой борьбы. Трагедия такой истории заключается в том, что люди с обеих сторон жертвовали собой и другими ради по-разному понимаемых идеалов будущего российского государства и общества. Несмотря на всю свою трагедию, это все же положительная история – великая и трагическая истина в ее русском понимании идеи, судьбы, предназначения и путей России и ее народа. Такая история могла бы стать основой исторического суверенитета России.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Далеко не каждый народ способен иметь собственную оригинальную историю.