Пенсионные реалии России: между мечтами о 50 тысячах и перспективой нового повышения возраста

В условиях неопределённого будущего россияне всё же задумываются о своей старости, в первую очередь в материальном аспекте. Согласно исследованию рекрутингового портала SuperJob.ru, большинство экономически активных граждан хотели бы получать пенсию около 50 тысяч рублей. Ожидания выше среди мужчин, жителей мегаполисов и высокооплачиваемых специалистов, однако общий порядок желаемых сумм схож для всех групп.

1. Разрыв между желаемым и действительным

Реальность пока далека от этих чаяний. Осенью 2023 года средняя пенсия по стране составляла лишь 19,6 тысячи рублей. После плановой индексации с января 2024 года выплаты неработающим пенсионерам должны вырасти до 23,2 тыс. руб., однако работающие пенсионеры этой прибавки не получают. В Москве ситуация несколько лучше — средняя пенсия приближается к 24,5 тыс. руб.

Даже эти цифры можно считать прогрессом, если вспомнить ситуацию пятилетней давности. До пенсионной реформы 2018 года многие пожилые люди, особенно в регионах, получали мизерные выплаты в 12-13 тысяч рублей, которые формально лишь приближались к прожиточному минимуму. Последующее повышение МРОТ и увязка с ним пенсий сделали положение пенсионеров более приемлемым.

2. Реформа: причины и последствия

Повышение пенсионного возраста, проведённое в 2018 году, власти объясняли необходимостью увеличения самих пенсионных выплат. Критики называют эти аргументы лукавыми, указывая, что реформа фактически отняла у граждан пять лет жизни и потенциальный миллион рублей доходов. Тем не менее, шаг был сделан, хотя власти могли ограничиться лишь повышением возраста, оставив размер выплат прежним.

Стоит отметить, что инициатива повышения пенсионного возраста была прямым требованием Международного валютного фонда (МВФ), озвученным в рекомендациях 2017 года. Это вызывает вопросы, учитывая, что одним из первых действий Владимира Путина на посту президента было погашение долгов перед МВФ для снятия зависимости. Несмотря на это, рекомендации фонда продолжали учитываться.

Реформа нанесла удар по имиджу президента, который неоднократно обещал не повышать пенсионный возраст. Стремясь сгладить негатив, власти после реформы акцентировали внимание на постепенном повышении уровня пенсионного обеспечения. Спустя пять лет можно констатировать, что определённые улучшения в этом направлении действительно произошли.

3. Мировой контекст и российская специфика

Повышение пенсионного возраста — общемировая тенденция, затронувшая такие страны, как Франция, Германия, Великобритания, Беларусь, Украина и другие. Рекордсменом является Австралия с пенсионным возрастом в 70 лет. Рекомендации МВФ, направленные на сокращение государственных расходов, носят универсальный характер.

В рамках солидарной пенсионной системы, где работающее поколение содержит пенсионеров, повышение возраста теоретически позволяет увеличить размер выплат, перераспределяя средства фонда на меньшее количество лет. Однако ключевым драйвером реформ во многих странах стал рост продолжительности жизни.

Россия здесь является исключением. Многие мужчины умирают вскоре после выхода на пенсию или даже не доживая до неё. В среднем россияне живут на пенсии 9,7 года — показатель, сопоставимый с Индией (9,8 лет) и значительно уступающий Японии (20,5 лет), Франции (18,7 лет) или Италии (16,4 лет).

4. Демографический вызов будущего

Глобальные тренды указывают на серьёзные изменения. К 2050 году доля людей старше 60 лет в мире удвоится, достигнув 15.5%, а их общее число превысит 2 миллиарда. Это создаст нагрузку на работающее население.

Для России прогнозы также тревожны. По данным Росстата, к 2046 году число жителей старше трудоспособного возраста достигнет 37,3 млн человек (27% населения). Аналитики Credit Suisse прогнозируют, что к 2060 году доля людей старше 65 лет может вырасти до 47%. Вопрос о том, сможет ли меньшая по численности рабочая часть населения содержать такую массу пенсионеров, остаётся открытым. Всё это создаёт предпосылки для нового витка повышения пенсионного возраста.

В этой связи активизировались дискуссии о переходе к системе индивидуальных пенсионных накоплений, когда ответственность за будущую пенсию ложится на самого гражданина. Критики видят в этом попытку власти снять с себя социальные обязательства.

5. Поиск решений

Выход из ситуации видят в сочетании мер. Во-первых, это стимулирование демографического роста и поддержка многодетных семей, чтобы к середине века выросло новое многочисленное поколение. Во-вторых, и это ключевое, — модернизация и стремительное развитие экономики, которая сможет генерировать достаточные ресурсы для социальных гарантий.

Опыт Китая показывает, что сильная экономика напрямую влияет на благосостояние пенсионеров. Как отмечает директор Института стран Азии и Африки Алексей Маслов, пенсии городских жителей в Китае эквивалентны 40-50 тысячам рублей. Власти рассматривают пожилое поколение как важный элемент внутреннего рынка и потребительского спроса, поэтому уровень пенсионного обеспечения является приоритетом.

Таким образом, будущее пенсионной системы России зависит от комплексного решения демографических и экономических задач. Простое повышение пенсионного возраста без кардинального улучшения здоровья нации и роста благосостояния не сможет стать устойчивым решением в долгосрочной перспективе.

Последние новости о пенсионной системе, стаже, пенсионных коэффициентах, индивидуальных и страховых накоплениях пенсионеров – в теме «Свободная пресса».

Обратите внимание: Что нового в Монголии?.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Количество пожилых через 20 лет достигнет нового рекорда.