В России ситуация с регулированием средств индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатов, гироскутеров, моноколес — зашла в тупик и приобрела абсурдные формы. Вместо того чтобы ввести понятные и работающие правила, как это сделано во многих странах, чиновники плодят странные инициативы, которые не решают корень проблемы, а лишь создают новые неудобства и потенциальные риски для граждан.
1. Запреты вместо решений
Официальная статистика, которую приводят «эксперты отрасли», говорит о двукратном росте поездок на СИМ и, как следствие, увеличении числа аварий, в том числе в пешеходных зонах и на детских площадках. Однако сами методы подсчета и источники данных остаются загадкой. Введенное с марта 2023 года ограничение скорости в 25 км/ч носит скорее декларативный характер, так как не распространяется на частные устройства и практически не контролируется.
Очевидно, что простые запреты, вроде закрытия парков для самокатов, проблему безопасности не решат. Пешеходы, особенно дети, по-прежнему остаются уязвимыми.
2. Абсурдные инициативы вместо здравого смысла
Вместо системного подхода звучат откровенно странные предложения. Например, директор АНО «Институт современной политики» Антон Орлов предлагает устанавливать на тротуарах и в парках искусственные неровности — «лежачих полицейских» — для замедления СИМ. Эта идея игнорирует интересы других законных пользователей пространства: матерей с колясками, людей с ограниченными возможностями, детей на обычных самокатах. Подобные «кочки» сделают передвижение по городу для них крайне затруднительным.
Такие инициативы выглядят как попытка привлечь внимание к себе или своей организации, а не как реальное желание найти решение.
3. Правовой вакуум и его последствия
Главная проблема кроется в полной правовой неопределенности. Статус СИМ и их водителей законодательно не урегулирован. Это приводит к вопиющим случаям. Например, когда водитель электросамоката, нарушив правила, попадает в ДТП с автомобилем, пострадавшим и ответственным за ущерб может оказаться ни в чем не виновный автомобилист. Владелец самоката часто просто скрывается с места происшествия, и привлечь его к ответственности практически невозможно — он анонимен, а его транспортное средство не зарегистрировано и не застраховано.
Эта безнаказанность порождает агрессию и со стороны других участников движения. Уже были случаи, когда разгневанные водители, пострадавшие от действий лихачей на СИМ, сами вершили «правосудие», задерживая и избивая нарушителей. Общественное напряжение растет.
4. Простое решение, которое игнорируют
Выход из ситуации лежит на поверхности и неоднократно предлагался экспертами. Это обязательная регистрация СИМ и оснащение их номерными знаками, аналогично другим транспортным средствам. Это мгновенно решило бы ключевые проблемы: установило бы ответственность владельца, позволило бы идентифицировать нарушителя и ввело бы обязательное страхование гражданской ответственности.
Однако власти упорно игнорируют это логичное решение. В сентябре прошлого года правительство отклонило соответствующий законопроект, сославшись на «завышенные нормативы», но не предложив взамен никакой внятной альтернативы.
5. Вывод: имитация деятельности вместо реальных дел
Пока чиновники занимаются имитацией бурной деятельности, выдвигая непродуманные инициативы, на улицах городов царит хаос. Полиция и ГИБДД часто просто разводят руками, так как их полномочия в отношении СИМ размыты. Граждане вынуждены защищаться сами, что чревато новыми конфликтами и трагедиями.
Без введения четкой регистрации и ответственности для владельцев СИМ ситуация будет только ухудшаться. Нынешний подход власти можно охарактеризовать как беспомощный и опасный, который под колеса электросамокатов может положить не только «лежачих полицейских», но и человеческие жизни.
Обратите внимание: Olx Рай для мошенников ? И кто понесет ответственность???.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Вместо того, чтобы жестко заставить пользователей СИМ нести ответственность, власть придумывает хитрые ходы.