Наша система образования готова интегрировать детей мигрантов в нашу среду, но расходы — пополам

В конце учебного года Минобразования провело мониторинг детей-иммигрантов, обучающихся в российских школах. Оказывается, 12% из них, или более 25 тысяч человек, не говорят по-русски или плохо владеют русским языком. Но это неплохо. Конфликты между детьми-иммигрантами и их российскими сверстниками усиливаются: время от времени вспыхивают драки.

Недавно в Твери молодой мальчик участвовал в жестокой расправе. Двое детей-мигрантов 7 и 12 лет разбили голову 6-летнему Саше. По данным Telegram-канала "Многонациональность", туристы напали на местного мальчика "из личной неприязни". Они не уточнили, что является источником этой враждебности. В результате пострадавший ребенок был доставлен в Детскую областную клиническую больницу и ему была проведена экстренная операция в отделении нейрохирургии.

Кроме того, Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье 213 о хулиганстве в отношении отца ребенка-иммигранта, избившего русского мальчика в Люблино. Отец, ставший свидетелем избиения российских детей, даже не пытался остановить сыновей. Теперь мужчине грозит до пяти лет лишения свободы.

Детский омбудсмен Мария Львова-Белова считает, что конфликты между детьми-иммигрантами со школьниками и дошкольниками вызваны якобы «незнанием приезжими культуры и ценностей нашего народа». Она предложила ввести для них специальные программы обучения. Но тут возникает закономерный вопрос: сколько на это нужно бюджетных денег? Где мы можем найти столько учителей, которые будут обучать детей-мигрантов одновременно?

…В Волгоградской области завуч первого класса «F» Ирина Плотникова отказалась вести занятия, поскольку, кроме нее, никто из учеников не говорил по-русски. Учительница и приезжие дети ссорились целый год. Однако когда летние каникулы заканчиваются, когда дети, поступающие во второй класс, садятся за парты, они обнаруживают, что упорный труд учителя на протяжении всего года был напрасным, и ученики все забыли. В результате учитель отказался идти на работу.

Парадоксально, но администрация школы нашла замену учителям, и дети иммигрантов стали обучаться в русских школах, хотя фактически ничего об этом не знали.

——Какие программы обучения можно запустить для детей-мигрантов? Насколько это реально в нынешних условиях недофинансируемости российских общеобразовательных школ? Этот вопрос мы задали Марине Шаровой, учителю истории и обществознания из города Реж Свердловской области.

«Детям-мигрантам очень тяжело. Учителям сложно понять, что вместо объяснения предмета вы вынуждены объяснять им базовые понятия. Они всегда разделены, группами и почти не контактируют с нами.

Когда иммигранты приезжают в Россию и отводят своих детей в школу, мы рекомендуем им отдать детей в первый класс, поскольку им необходимо иметь базовые знания русского языка. Но они настояли на том, чтобы его отправили сразу в третий класс, потому что ребенок учился там, на родине, без всяких аргументов. В результате пострадал весь класс.

«СП»: Кто должен обеспечить дополнительный уход за детьми-мигрантами? учитель? родители?

— Родители детей-мигрантов часто плохо говорят по-русски.

Обратите внимание: ФАС одобрила покупку структурой АФК «Система» финской компании Honka.

Поэтому учителям часто приходится оказывать индивидуальную поддержку детям в удобное для них время. При этом в различных регионах зарплата учителей, которые чаще всего работают на обеих окладах, не превышает 30-50 тысяч рублей. При такой большой нагрузке и отсутствии времени на подготовку уроков, откуда возьмется время на репетиторство для детей-мигрантов?

«Было бы здорово, если бы учителя могли получать дополнительную плату, чтобы помогать детям, которые не говорят или почти не говорят по-русски, во внеклассных занятиях», — поясняет Ольга Мирясова, организационный секретарь Межрегионального союза учителей.

При этом учителя отмечают: российские дети погружены в учебу по гуманитарным наукам, а среднеазиатские дети показывают хорошие познания в точных науках.

— Как интегрировать детей-мигрантов в нашу среду? Готова ли к этому наша система образования? Этот вопрос мы задали Олегу Смолину, академику Российской академии педагогических наук, заместителю председателя комитета Госдумы по науке и образованию.

— Родители детей-иммигрантов должны знать русский язык; при подаче заявления на гражданство необходимо пройти тест. Нужно ли детям сдавать экзамены для поступления в школу? Что, если я провалю экзамен?

В нашей стране каждый имеет право на образование, поэтому я считаю правильным отправлять детей-иммигрантов с раннего возраста в дошкольные учреждения в русскоязычной среде. При необходимости в школах могут проводиться подготовительные занятия. Другой вопрос, где найти учителей? На данный момент это риторический вопрос", - заявил депутат Олег Смолин.

Кроме того, в Средней Азии есть русскоязычные школы. Например, в Таджикистане в рамках соглашения 2019 года между Россией и Таджикистаном открылись пять русско-таджикских школ. По программе такие школы должны готовить «ценных специалистов», которые в будущем поступят в российские вузы и начнут работать в нашей стране. Российские преподаватели обеспечивают обучение на русском языке в соответствии с национальными образовательными стандартами Российской Федерации, действующими в Таджикистане.

Конечно, эти «адаптированные» планы иногда вызывают проблемы. Например, историк Александр Дюков написал в своем Telegram-канале о странностях среднеазиатских учебников. Оказывается, в официальной программе курсов истории до 1917 года говорилось о «нашествии царской России» и «оккупации», а также о «колониальном периоде» и «антиколониальной борьбе с Российской империей.

По данным "СП", на последнем расширенном заседании президентского совета по правам человека в основном обсуждались вопросы образования детей российских иммигрантов и их адаптации к нашей культуре. Что вы в итоге решили? Мы поднимали этот вопрос с Кириллом Кабановым, членом президентской комиссии по правам человека.

——Мы согласны с тем, что каждая школа имеет право самостоятельно решать, как организовать обучение русскому языку детей-мигрантов. Лучше всего начать с детского сада, подготовительных групп. Но тут возникает вопрос: кто несет расходы на обучение? Трудовые мигранты, приезжающие в Россию на заработки, не должны привозить в страну свои семьи. Предложение представил министр внутренних дел Калужской области Олег Калугин.

«СП»: Многие семьи мигрантов приезжают сюда на краткосрочную работу, которая длится 180 дней. Нужен ли их детям русский язык в принципе?

— Если семьи иммигрантов приезжают на краткосрочную работу, дети не ходят в русские школы. Либо обучение должно проводиться по договору – стоимость обучения должен оплатить работодатель приезжающего иностранного специалиста. Ну а если родители не говорят по-русски и в школе нет возможности научить ребенка русскому языку, его могут отдать в коррекционную школу. Подобные учебные заведения уже созданы в Челябинске и Калуге.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Наша система образования готова интегрировать детей мигрантов в нашу среду, но расходы — пополам.