Приговор участнику СВО в Киргизии: политический жест или давление на Россию?

В Киргизии вынесен спорный приговор, вызвавший вопросы в России. Араванский районный суд на юге страны приговорил гражданина Кыргызстана, участвовавшего в специальной военной операции в составе российской армии, к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества. Пресс-служба Ошского райсуда подтвердила эту информацию, сославшись на статью Уголовного кодекса КР об участии в вооруженных конфликтах за рубежом.

1. Смягчение наказания на фоне суровых норм

Интересно, что по данной статье обычно предусмотрены гораздо более строгие меры — лишение свободы на срок от 10 до 15 лет. Однако в данном случае суд пошел на смягчение, сославшись на юбилейные даты — 30-летие Конституции Кыргызстана и 75-летие Всеобщей декларации прав человека, а также на Закон о помиловании. Это решение контрастирует с предыдущими случаями, как, например, с освобождением другого участника СВО, Аскара Кубанычбека, ранее приговоренного к 10 годам.

2. Политический контекст и «разменная монета»

По мнению экспертов, подобные приговоры имеют глубокий политический подтекст. Айнур Курманов, лидер Казахского социалистического движения, считает, что участники СВО из стран Центральной Азии становятся «разменной монетой» для местных правящих элит. Сажая их в тюрьму, власти демонстрируют свою лояльность Западу и одновременно оказывают давление на Москву, а также на собственных граждан, симпатизирующих России.

Конкретно в киргизском случае, вероятно, сыграли роль текущие переговоры правительства с западными (британскими и американскими) компаниями о разработке месторождений урана и титаномагнетита в Кызыл-Омбе. Премьер-министр Акылбек Жапаров провел соответствующие встречи 19-20 июня. Таким образом, осуждение участника СВО может быть частью более широкой стратегии по «евроинтеграции» через такие структуры, как Организация тюркских государств (ОТГ).

3. Ситуация в регионе: тенденции и статистика

Репрессии под видом закона

Подобные преследования не единичны, но часто остаются в тени. В Казахстане, по некоторым данным, с 2014 по 2022 год по аналогичным обвинениям были осуждены более 30 человек, хотя общественности известны судьбы лишь шести. Многие дела фабрикуются: украинские спецслужбы могут засылать провокаторов, чья «сепаратистская» деятельность затем передается местным властям как доказательство.

Отсутствие защиты и информационная блокада

Положение обвиняемых усугубляется тем, что адвокаты часто отказываются от таких дел, а правозащитные НКО, финансируемые Западом, игнорируют эти случаи или поддерживают обвинение. Параллельно в регионе идет процесс дерусификации: сокращается вещание российских телеканалов (в Казахстане их доля упала с 20% до 10%), блокируются сайты, переименовываются улицы, вплоть до появления топонимов в честь коллаборационистов времен Второй мировой войны.

4. Перспективы и возможные меры

Эксперты сходятся во мнении, что ситуация будет ухудшаться, пока не завершится СВО. Только победа России может заставить местные элиты изменить курс и освободить осужденных. Пока же они воспринимают сдержанность Москвы как слабость, что позволяет им безнаказанно проводить недружественную политику, уступая пространство Турции и Западу.

В качестве ответных мер предлагается не молчать. МИД РФ, общественные организации и политические партии должны открыто говорить о случаях русофобии, требуя освобождения не только участников СВО, но и тех, кто, как Ермек Тайчибеков, пострадал за призывы к сотрудничеству с Россией. Даже словесное давление, по мнению аналитиков, может оказать отрезвляющий эффект на власти в Астане и Бишкеке.

Обратите внимание: Киев требует отставки украинского замглавы ТКГ из-за слов о России.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: На юге Киргизии прозвучал приговор, который вызывал недоумение в России.