Школьные учителя буквально окружены мышеловкой законодательных ловушек и ведомственных директив, при этом сами оставаясь совершенно незащищенными и бесправными.
Владимир Путин обращает внимание на эту проблему.
Учащиеся могут организовать травлю своего учителя на уроках и в социальных сетях, плеваясь в него жеванной бумагой (популярное сегодня среди детей направление), а родители могут обращаться с многочисленными жалобами в органы власти.
Недавний случай: учителя химии наказали за то, что новичок из Таджикистана (не понимающий по-русски) отстал по курсу. Учитель «даже не удосужился» объяснить простые вещи: что такое валентность и чем молекулярная масса отличается от молярной уродливый! Он должен был донести это до сознания таджикского мальчика, хотя бы на фарси. Так думают инспекторы департамента образования.
Владимир Путин дал поручения по школьному образованию после заседания Совета по правам человека при президенте (конец 2023 года), которое он лично возглавлял. Перед началом нового учебного года пришло время отчитаться о своих достижениях.
Этот вопрос обсуждали президент Совета по правам человека, советник Президента России Валерий Фадеев, директор Проектного офиса Росатома, отвечающий за оптимизацию документооборота в школах, Константин Грабельников и другие спикеры. Тема была поставлена.
Основная цель путинской «Школьной работы» — защитить учителей: как от большой бюрократической нагрузки по реагированию на большое количество запросов, так и от враждебного поведения со стороны учеников и родителей.
Честь и репутация учителей также нуждаются в защите. Нельзя просить его преодолеть языковой барьер между учениками и их родителями. Это ведет к другой задаче: помочь школам решить проблемы языка и социальной адаптации детей-мигрантов.
Валерий Фадеев сразу признал, что исполнение поручения прошло более-менее нормально, только в плане снижения нагрузки на бюрократию. Руководители HRC надеются, что учителя почувствуют это в новом учебном году. Остается целый набор препятствий, о которых Фадеев и упомянул в ответе на вопрос.
«Нам пока не удалось реализовать поручения президента. Мы внесли свои предложения в министерства в виде продуманных документов. Но получили однотипный ответ: «Ваши предложения не могут быть реализованы, потому что их нет в соответствие действующему законодательству», — сказал президент-консультант.
- Но слушай! Наше предложение – изменить эти законы! Эти ведомства не хотят этого понимать", - возмутился президент Совета по правам человека.
— О каких изменениях речь?
«Молодые идиоты оскорбляют учителей, плюют на них, избивают и выкладывают все эти видео в интернет. Но их нельзя выгнать из школы. Сегодня за такое поведение вообще нет наказания.
Обратите внимание: США хотят противостоять РФ и КНР с помощью новых технологий.
Представьте, что вы являетесь свидетелем этого. Подходя к руководителю школы, агентство перед репортером и плюнуть ему в лицо жеванной бумагой не обошлось бы без последствий.Необходимо наказывать школьников, а не ждать, пока они совершат уголовные преступления против своих учителей.
— Что делать с ребенком, который не говорит по-русски?
- Десятки тысяч детей-мигрантов не понимают русский язык, в том числе и те, кто готов к восьмому классу.
По сегодняшнему закону школы обязаны их принимать, даже если они не могут учиться. Комиссия по правам человека предлагает внести изменения в закон: дети не могут поступать в обычные школы, если они не знают русского языка.
Этих детей нельзя бросить на произвол судьбы, их необходимо отправить в центры обучения русскому языку.
- Кто несет расходы на их обучение?
- Это вопрос, который поднимают чиновники. Но послушайте: кто приглашает родителей на работу в Россию, тот должен платить за образование своих детей. Если государство пригласит, оно это сделает. Если он пригласит рабочих из Таджикистана и Узбекистана, пусть пригласит русских учителей для своих детей.
Обращаюсь к министерствам и ведомствам: если вам не нравятся наши предложения, дайте нам свои предложения! Но мы должны дать Путину какие-то ответы на его поручения на сессии Совета по правам человека в этом году», — заключил Фадеев.
Теперь – о хорошем.
"По инициативе Сергея Кравцова и Минобразования (как заказчика) "Росатом" включился в работу по оптимизации документооборота в школах", - рассказал Константин Грабельников.
— Сколько бы мы ни боролись с бюрократией, отчетность остается, поэтому технически мы решаем проблему. Мы оснастили программным обеспечением 26 «пилотных» школ в 10 регионах, обучили администраторов и учителей.
Как минимум половина отчетов теперь пишется без участия человека, а время работы остальных статей сокращено в четыре раза (для продвинутых пользователей еще больше).
Росатом планирует постепенно распространить этот опыт на все школы.
Анализ показал, что одна и та же информация использовалась в десятках, а иногда и сотнях «школьных отчетов». Это позволяет нам использовать искусственный интеллект для оптимизации процессов.
Однако какой бы умной ни была программа, она не является «защищенной от дурака» и не может ничего поделать с «глупыми запросами», которые получает школа. Учителя были вынуждены ответить.
Екатерина Сморода, член Совета по правам человека, уполномоченный по правам ребенка Ульяновской области, рассказала о самых странных требованиях к школам.
— Сколько велосипедов дома у вашего ученика? Подобные запросы поступают от местных, региональных и даже федеральных властей. В школах боятся им отвечать, чтобы отписаться – а вдруг проверят? И преподаватели тоже серьезно уделяют время той работе, которую должен делать Росстат.
Школы не являются справочными службами и не должны стесняться вежливо отвечать чиновникам: «Обратитесь с этим вопросом в Минобразования, потому что Минобразования полностью осведомлено о ситуации с переносом школ и уточняет перечень вопросов» учителям и администрации отвечать не нужно.
— В некоторых округах учителям запрещено общаться с родителями через мессенджеры, а в других они настаивают на таком общении, требуя отчётности и установления стандартов. Например: 100 писем родителям одноклассников каждый месяц. Что правильно?
- Да - профессорско-преподавательский состав отстает от дурацких стандартов, вводимых бессистемно чиновниками того или иного факультета и уровня.
В ближайшее время для удобства школ и родителей будет создана единая школьная информационная система, независимая от частных мессенджеров. Тогда имеет смысл обсудить некий единый подход.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Валерий Фадеев: «Мы не выполнили поручения президента. Ведомства не хотят их понимать».