Поправки в КоАП: новая лазейка для чиновников и рост коррупции за счёт потребителя

В российское законодательство внесены изменения, которые могут серьёзно осложнить привлечение чиновников к ответственности. Правительственная комиссия одобрила поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), освобождающие должностных лиц от наказания за неисполнение обязанностей, если причиной стала «недостаточность бюджетных средств». Это создаёт потенциально широкую лазейку для бездействия и злоупотреблений на местах.

1. Законная причина для бездействия

Финансирование многих государственных полномочий, переданных регионам и муниципалитетам, осуществляется через субсидии из федерального бюджета. Новая норма позволяет чиновникам ссылаться на «независящие от них причины» — то есть на нехватку денег — чтобы избежать ответственности за плохие дороги, аварии на изношенных коммунальных сетях, проблемы с бездомными животными или отсутствие медпомощи в сёлах. Как отмечает председатель Совета директоров Коллегии адвокатов России Владимир Груздев, это создаёт правовые предпосылки для ухода от ответа.

Формально для освобождения от ответственности недостаточно просто заявить об отсутствии средств. Необходимо доказать, что власти предпринимали попытки решить проблему. Однако на практике, как опасаются эксперты, это требование легко обойти с помощью отчётности о фиктивных или неэффективных мероприятиях.

2. Коррупционные схемы: от нанотехнологий до фиктивных работников

Проблема не ограничивается простым бездействием. Новые правила могут стимулировать более изощрённые способы освоения бюджетов. Яркий пример — ситуация в Вятско-Полянском районе Кировской области. Местные власти, ссылаясь на нехватку средств и дороговизну асфальта (после продажи местных заводов), «ремонтировали» дороги с помощью «известкового порошка», называя это нанотехнологиями и «планировкой». После дождя такие «ремонты» бесследно исчезали.

Юристы и наблюдатели выделяют несколько типичных коррупционных схем, которые могут получить второе дыхание:

  • Завышение смет в строительстве: Прибыль извлекается путём искусственного увеличения объёмов работ и стоимости материалов в проектной документации.
  • Сговор при госзакупках: Технические задания составляются под конкретного поставщика, часто связанного с заказчиком.
  • Фиктивные субподрядчики и работники: Деньги переводятся на подставные фирмы или начисляются несуществующим сотрудникам, после чего исчезают.

3. Кто в итоге платит? Ответ — потребитель

По мнению адвоката Аллы Георгиевой, новая норма может привести к всплеску «креативных» коррупционных схем. Ключевой фактор — изменение рынка труда. С сокращением числа трудовых мигрантов исчезла возможность экономить на дешёвой рабочей силе. Теперь экономить придётся на материалах и качестве услуг, что напрямую ударит по конечному потребителю — гражданам.

Экономия будет происходить во всех сферах: от содержания дорог и капитального ремонта домов до финансирования приютов для животных, где могут урезать расходы на корм, лечение и вакцинацию. В итоге, как прогнозирует эксперт, страдать будет качество жизни, а судебная система может столкнуться с волной сложных дел о злоупотреблениях. В выигрыше же окажутся недобросовестные чиновники, получившие новый инструмент для легализации бездействия и нецелевого использования средств.

Обратите внимание: Вассерман словами Лаврова объяснил, как РФ должна ответить Евросоюзу.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Мигранты уехали, экономить не на ком, зато в Кодексе появилась лазейка для заработка чиновников, а ответит за все — потребитель.