Ведомства саботируют поручения Путина по защите учителей: Фадеев о бюрократии, травле и детях-мигрантах

Положение школьных учителей в России сегодня можно охарактеризовать как крайне уязвимое. Они оказались в своеобразной ловушке, с одной стороны ограниченные жёсткими бюрократическими директивами и законодательными нормами, а с другой — практически лишённые реальных механизмов защиты от произвола со стороны учеников и их родителей. На эту системную проблему неоднократно обращал внимание президент Владимир Путин.

1. Травля и абсурдные требования

Реальность современной школы такова, что педагог может стать объектом организованной травли: от оскорблений и физических унижений на уроках (вроде плевков жеваной бумагой) до масштабных кампаний в социальных сетях. При этом родители нередко усиливают давление, забрасывая контролирующие органы жалобами по любому поводу. Яркий пример — недавний случай с учителем химии, которого наказали за то, что новичок из Таджикистана, не владеющий русским языком, отстал по программе. От педагога, по мнению проверяющих, требовалось объяснить сложные химические понятия на фарси, что является явно невыполнимым и абсурдным требованием.

2. Невыполненные поручения президента

В конце 2023 года, по итогам заседания Совета по правам человека, Владимир Путин дал ряд конкретных поручений, направленных на защиту учителей. Их суть — оградить педагогов как от непомерной бюрократической нагрузки, так и от враждебных действий со стороны участников образовательного процесса. Однако, как констатировал советник президента, председатель СПЧ Валерий Фадеев, к началу нового учебного года выполнить эти поручения в полной мере не удалось.

«Нам пока не удалось реализовать поручения президента. Мы внесли свои предложения в министерства в виде продуманных документов. Но получили однотипный ответ: «Ваши предложения не могут быть реализованы, потому что они не соответствуют действующему законодательству», — заявил Фадеев. Он с возмущением отметил, что смысл предложений как раз и заключается в изменении устаревших норм, но ведомства отказываются это понимать.

3. Ключевые проблемы и предлагаемые решения

Совет по правам человека выделил несколько острых блоков проблем, требующих законодательного решения:

1. Вседозволенность учеников. Сегодня за оскорбления, издевательства над учителями и даже физические действия школьники практически не несут ответственности. Их нельзя исключить из школы за подобное поведение, если оно не подпадает под уголовные статьи. СПЧ настаивает на введении действенных дисциплинарных мер, чтобы не доводить ситуацию до серьёзных преступлений.

2. Языковой барьер детей-мигрантов. Десятки тысяч детей, прибывающих в страну, не знают русского языка. По действующему закону школы обязаны принимать их в обычные классы, где они не могут учиться, что создаёт проблемы и для них самих, и для учителей, и для всего учебного процесса. СПЧ предлагает изменить законодательство: дети, не владеющие русским, должны сначала проходить обучение в специальных языковых центрах. Финансировать эту работу, по мнению Фадеева, должны те, кто приглашает трудовых мигрантов — будь то государство или конкретные работодатели.

Обратите внимание: США хотят противостоять РФ и КНР с помощью новых технологий.

4. Борьба с бюрократией: первые шаги и новые вызовы

Есть и позитивные сдвиги, в основном в сфере снижения бумажной нагрузки. По инициативе Минпросвещения и при участии «Росатома» стартовал проект по оптимизации документооборота. В 26 пилотных школах внедрено специальное ПО, которое позволило автоматизировать минимум половину отчётности, а на составление остальных документов время сократилось в разы. «Росатом» планирует распространить этот опыт на все школы страны.

Однако, как отметил директор проектного офиса «Росатома» Константин Грабельников, никакие технологии не спасут от «дурацких запросов», которые продолжают поступать в школы от различных ведомств. Член СПЧ, детский омбудсмен Ульяновской области Екатерина Сморода привела абсурдные примеры: школы требуют отчитаться, сколько велосипедов есть дома у ученика. Педагоги вынуждены тратить время на подобные анкеты, боясь отказать проверяющим.

Ещё одна проблема — отсутствие единых стандартов коммуникации. Где-то учителям запрещают общаться с родителями через мессенджеры, а где-то, наоборот, обязывают это делать, устанавливая даже нормы по количеству сообщений. Для решения этого вопроса планируется создать единую государственную школьную информационную систему.

В заключение Валерий Фадеев обратился к чиновникам: «Если вам не нравятся наши предложения, дайте нам свои! Но мы должны дать Путину какие-то ответы на его поручения». Ситуация требует незамедлительных и системных решений для реальной защиты учителя — ключевой фигуры в образовании.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Валерий Фадеев: «Мы не выполнили поручения президента. Ведомства не хотят их понимать».