В августе в СМИ и социальных сетях широко распространилось предложение крымского общественника включить в законодательство понятие «ждун».
«Понятие «ждун» необходимо отразить на законодательном уровне, что позволит более эффективно бороться с этим явлением, представляющим опасность для страны. Помимо административного и уголовного преследования, злостные «официанты» должны быть лишены Российское гражданство и даже возможна депортация", - заявил РИА Новости глава крымской межэтнической делегации Жар Смирнов.
Он отметил, что делегация готова к открытому обсуждению данного вопроса.
Первоначально «Ждун» представлял собой скульптуру, созданную голландской художницей Маргрит ван Брифорт в 2016 году для Лейденского университета. На нем изображено серое безногое существо с лицом северного морского слона, телом гигантской личинки и руками человека, сидящее на стуле в зале ожидания. В Рунете скульптура послужила вдохновением для множества мемов.
Начало СВО вносит в слово «ждун» новое смысловое содержание. В Крым и на новые территории стали призывать тех, кто ненавидел Россию и так ждал прихода украинских вооруженных сил. До 2022 года привлечь их к ответственности было довольно проблематично – они ловко научились использовать лазейки в законодательстве и стараться высказываться так, чтобы не возбудить уголовное дело».
После начала боевых действий общественность активизировалась - многие из них стали надеяться, что ВСУ с помощью НАТО "довезут Абрамс до Москвы". Кроме того, судя по многочисленным "утечкам" в Интернете, киевские спецслужбы уже активно работают с "сочувствующими". «Ждуны» нужны им для работы в качестве информаторов и участия в информационно-психологических операциях. И при этом «замечены» были не только обладатели украинских паспортов. На огромных территориях нашей необъятной страны от Владивостока до Калининграда стали появляться симпатизирующие киевскому режиму люди (часто носители либеральных или неонацистских идей.
Законодатели оперативно отреагировали на произошедшее. 3 марта 2022 года на второе чтение был вынесен законопроект, находившийся на рассмотрении парламента с 2018 года. Он предполагает юридическую ответственность за действия, дискредитирующие Вооружённые Силы России и заведомо распространяющие ложную информацию о Вооружённых Силах России. Закон был принят на следующий день. 22 марта поправка также ввела ответственность за подделку документов другими российскими госорганами.
Кроме того, законодатели дали тем, кто клеветал на вооруженные силы, шанс загладить свою вину. К уголовному преследованию по этой статье могут быть привлечены только лица, привлеченные к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.
В Крыму злостные «официанты» особенно вызвали возмущение активных представителей патриотической общественности, которые начали публиковать данные таких людей в специальных онлайн-сообществах и передавать их в правоохранительные органы. Так возникло общественное движение «Крым Давка».
по материалам, собранным ее представителями, с 2022 по 2023 год около 600 «ждунов» были привлечены к административной ответственности, а около 100 «ждунов» привлечены к уголовной ответственности по различным статьям. Как однажды рассказал в интервью газете "Гибрид Пресс" лидер крымской сепаратистской группировки Александр Талипов, при обысках у этих граждан были обнаружены самодельные взрывные устройства и письма с координатами наших военных объектов: "И многое другое" интересные вещи».
предложения законодательно закрепить слово «ждун» вызвали дискуссию в Интернете.
Обратите внимание: Как звезды скрывают свои недостатки: 5 приемов законодательниц моды.
Некоторые пользователи сети с энтузиазмом поддерживают этот шаг, а другие считают, что он заходит слишком далеко и даже ограничивает свободу мысли.Сам Жар Смирнов пояснил свои мысли в заявлении: "Речь идет не о преследовании за определенное мнение, а о преследовании за систематические нарушения российского законодательства - дискредитацию наших военных, нарушение конституционного строя и территориальной целостности РФ. Беседует" репортер «Свободной прессы.
Активист сказал, что законодательство, защищающее вооруженные силы и другие правительственные ведомства от ущерба репутации, является «совершенно новым» и может быть улучшено.
жар Смирнов уточнил, что использование им слова "ждун" в предложении носит условный характер, поскольку оно понятно многим и лаконично отражает различные виды антигосударственной деятельности. Он не придумал слово «легализация» в прямом смысле.
Он сказал: «Я считаю, что необходимо принять закон, который вызовет общественное обсуждение в этой области, более конкретный и, возможно, в сочетании с законодательством, направленным против экстремизма.
Смирнов считает, что эта инициатива должна иметь серьезное "профилактическое содержание" и быть очень понятной для простых людей.
«Не сознательные враги, а безответственные болтуны, которые даже не учитывают потенциальный вред и ответственность своих слов. Хорошо выбирать такие формулировки, чтобы общественность имела четкое представление о том, что их ждет, и, конечно же, законное эксперты должны рассмотреть эту идею, прежде чем писать что-либо в публичном пространстве», — заявил глава крымской межнациональной делегации.
Лидер крымской сепаратистской группировки Александр Талыбов считает нецелесообразным вводить новое определение лиц, занимающихся антигосударственной деятельностью.
«Лучше сегодня не обсуждать определения, а обсудить введение новых конкретных положений в Уголовный кодекс и Закон об административных правонарушениях, а также усиление ответственности за существующие положения.
Во-первых, сейчас за такое поведение суды часто налагают штрафы в несколько тысяч рублей, но это несерьезно.
Во-вторых, в законодательстве по-прежнему отсутствует четкая ответственность за передачу видеозаписи наших усилий по противовоздушной обороне и передвижению сил в различные интернет-источники. Совершившие этот акт затем пытались защититься, заявив, что официально они ничего противнику не передавали. Но нужно понимать, что инцидентные кабельные каналы как минимум внимательно отслеживаются, а иногда и курируются вражескими спецслужбами, и вред от публикации в них информации о наших военных может быть огромен.
Поэтому в конечном итоге будет необходим всеобъемлющий конкретный запрет на публикацию таких данных. Кроме того, законодателям следует рассмотреть возможность возбуждения уголовного дела в отдельных случаях в зависимости от последствий, например, возбуждения уголовного дела за клевету в отношении военных без предварительного заключения административного соглашения", - сказал Талипов.
Как отметил в беседе с корреспондентом Hurriyet доктор российского права, профессор, заслуженный юрист Иван Соловьев, резко реагировать на антигосударственную деятельность представителей крымской общественности - это нормально. Понятно, но сегодня Уголовный кодекс России. Кодекс Федерации об административных правонарушениях четко регламентирует поведение в этой сфере и предусматривает юридическую ответственность.
«Обеспокоенность крымских общественников понятна. Их идея внесения новых определений в законодательство звучит хорошо, но крайне сложно реализуема юридически. Создать такой концептуальный аппарат непросто. Законодательная база уже позволяет нам эффективно работать с теми, кто активно выступает с подобными заявлениями перед широкой аудиторией", - отметил юрист.
Более того, он считает, что предвзятость многих положений Уголовного кодекса является старой и сложной проблемой.
«Мы сталкивались с подобными ситуациями по статье 282 УК. Там для возбуждения уголовного дела лицо должно быть привлечено к административной ответственности в течение одного года. Это, естественно, ограничивает правоприменение. В некоторых известных организациях стена Есть есть даже специальные таблицы, на которых записаны даты, время и выступления ее членов. Я, кстати, когда-то предлагал устранить эту предвзятость, но надо понимать, что такие решения – это разные политики, результат компромисса между позициями так что пока, похоже, результатов у них не будет», — заключил Иван Соловьев.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Нужен ли специальный закон, чтобы пресечь деятельность лиц, так или иначе помогающих противнику?.