Кризис лифтового хозяйства: как решить проблему замены 100 тысяч устаревших лифтов в России

Минстрой России выступил с новой инициативой, которая может изменить подход к финансированию капитального ремонта. Ведомство предлагает дифференцировать размер взносов на капремонт в зависимости от наличия в доме лифта. Согласно этому плану, жильцы многоквартирных домов, оборудованных лифтами, будут платить больше. В Минстрое считают, что такой шаг поможет регионам аккумулировать дополнительные средства, необходимые для массовой замены устаревшего лифтового оборудования, которое представляет угрозу безопасности.

1. Масштаб проблемы и срочные сроки

Проблема износа лифтового парка в России приобрела критический характер. Согласно действующему техническому регламенту Таможенного союза, все лифты, срок эксплуатации которых превысил 25 лет, должны быть выведены из эксплуатации и заменены до 15 февраля 2025 года. После этой даты их использование будет считаться незаконным. Однако выполнение этого требования упирается в колоссальные финансовые трудности.

Цифры, озвученные экспертами, шокируют. По данным заместителя министра строительства Алексея Эреско, около 78% лифтов в российском жилищном фонде, а это примерно 425 тысяч из 545 тысяч единиц, требуют срочной замены. Национальный альянс лифтов уточняет, что в ближайшее время необходимо заменить не менее 100 тысяч лифтов. При средней стоимости одного нового лифта от 3 до 5 миллионов рублей, общая сумма затрат может составить от 300 до 500 миллиардов рублей. Найти такие средства в текущих экономических условиях крайне сложно, особенно учитывая, что Минфин отказался от прямого бюджетного финансирования этой программы.

2. Реальная угроза безопасности

Статистика аварийности лифтов в России — это не просто цифры, а показатель серьезной угрозы жизни и здоровью граждан. Ежегодно в стране фиксируется 30-40 происшествий, связанных с лифтами, в результате которых погибает 10-15 человек, а 30-40 получают травмы. За последние пять лет произошло более 330 инцидентов, унесших жизни более 129 человек. Страх перед лифтами, который испытывают многие люди, — это не иррациональная фобия, а реакция на реальную опасность, усугубляемую стремительным, но не всегда качественным строительством. Неисправности часто связаны не только с самим оборудованием, но и с дефектами шахт и конструкций зданий.

3. Поиск решений: региональные подходы и финансирование

В сложившейся ситуации ключевую роль играют региональные власти, которые теперь самостоятельно определяют размер взносов на капитальный ремонт, исходя из площади домов и количества жителей. Однако, как пояснил Станислав Шубин из Финансового университета, это привело к огромному разбросу тарифов. Средний платеж по стране составляет 12,6 рубля за квадратный метр, что почти в два раза ниже экономически обоснованного уровня, а в некоторых регионах он и вовсе опускается до 1-2 рублей. В результате фонды капремонта хронически недополучают средства.

По мнению заместителя председателя думского комитета по строительству Светланы Разворотневой, без государственной поддержки система ЖКХ не справится с заменой лифтов. «Потратить 5 миллионов рублей на замену лифта при таких средних взносах нереально», — отмечает она. Решением может стать софинансирование из региональных бюджетов, которое уже практикуется в 30 субъектах РФ.

4. Два пути замены и особая проблема высоток

Заместитель председателя Госдумы Галина Хованская выделила два основных механизма замены лифтов. Первый — это «общий котел», когда средства из регионального фонда капремонта распределяются на приоритетные объекты. Второй — «специальный счет», когда жильцы конкретного дома напрямую договариваются с подрядчиком, который берет кредит на замену оборудования, а затем собственники его гасят.

Однако существует особая и, пожалуй, самая сложная категория домов — высотки от 28 этажей и выше. Как отметила Хованская, для них ситуация практически тупиковая. «Лифты с приводом от человека выше 28 этажа вообще в безвыходном положении, поскольку в нашей стране еще не научились производить такие лифты», — заявила она. Отечественная промышленность пока не освоила выпуск надежных и безопасных бытовых подъемников для таких высот, а отказы импортного оборудования становятся все более серьезной проблемой из-за санкций и сложностей с обслуживанием.

Таким образом, кризис лифтового хозяйства требует комплексного подхода: выравнивания тарифов на капремонт, увеличения господдержки и, что не менее важно, развития отечественных технологий для производства лифтового оборудования, особенно для современных высотных зданий. Без этих мер безопасность миллионов россиян будет оставаться под угрозой.

Обратите внимание: Netflix экранизирует "Алису в стране чудес".

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Бытовые подъемники для высоток у нас в стране строить не научились.