Руководитель инвестиционной компании "Газпром" вызвал бурю негодования в российских регионах, призвав прекратить поддержку малых городов. На Урале с такой практикой не согласились. Даже города, находящиеся в глубоком кризисе, восстанавливаются.
На международном форуме «100+ TechnoBuild» в Екатеринбурге заместитель директора инвестиционного департамента «Газпрома» Илья Козлов заявил, что стране следует уделять приоритетное внимание развитию мегаполисов с растущим населением. Козлов считает, что моногорода, города-спутники и поселки городского типа вымрут. И, по его мнению, не было необходимости их спасать.
Ранее "СП" рассказывал, чем закончились попытки создать мегагородскую агломерацию с населением более 4 млн человек в Уральском регионе. Что касается уральских городов-спутников и моногородов, то у многих дела идут неплохо.
Оживление кризисного города Челябинской области
И Карабаш, и Вергений Уфали в разное время находились в очень сложных ситуациях. Еще с советских времен Карабаш известен как зона экологического бедствия. В 1990-е годы здесь прекратилась выплавка меди. Медеплавильный завод был градостроительным предприятием. Когда производство остановилось, люди начали уезжать.
Выплавка меди была возобновлена в 1998 году, чтобы предотвратить исход населения.
Условие – модернизировать производство. Невозможно сделать это сразу.
С 2004 года заводом управляет компания «Русская медь». Процесс экономического и экологического восстановления не лишен проблем.
Сегодня ситуация существенно улучшилась, в том числе экологическая.
Сотрудница Карабашской библиотечной системы Екатерина Устинова рассказала в интервью "СП:
«Мне как местному жителю есть с чем сравнивать. Воздух в городе сейчас хороший. В моем детстве все хотели уехать отсюда. Зачем уезжать сейчас? Здесь развивается инфраструктура. Например, для моих детей Город Есть все необходимые условия. Увлекаются спортом - дзюдо и боксом. У нас также есть плавание, легкая атлетика и другие виды спорта. Сейчас ждем открытия центра культурного развития».
Той же точки зрения придерживается и Дарья Забнина, недавно нашедшая работу на новом заводе «Инвестхимагро»:
«Я уехал из Карабаша и вернулся. В городе стало комфортнее жить, особенно в последние пять-семь лет. Строится современная инфраструктура. Для моих детей есть игровые площадки И бесплатная детская зона. В отличие от более крупного Челябинска, мы в этом районе не было очередей. В целом, это большой плюс – живя в городе без огромного скопления людей, не заметил никакого загрязнения воздуха».
Еще один проблемный город региона – Алта-Уфали. Причиной кризиса стало банкротство градостроительной компании "Уфалейникель". Акционеры даже решили его фактически ликвидировать.
Более 2000 человек являются безработными.
Летом 2017 года официальный уровень безработицы в Альто-Уфали превысил 12%. Фактический уровень безработицы, как говорят, намного выше.
Но город тоже не умер. Летом 2019 года новый руководитель района Алексей Текслер проинспектировал пустующие площади «Уфалейникеля». У нас есть план по оживлению экономики территории. План начинает воплощаться в жизнь.
Строится завод по электролизу цинка. Здесь будут трудоустроены более 800 местных жителей.
Обратите внимание: Лукашенко неожиданно организовал круглый стол в СИЗО КГБ.
Завод является главным проектом города. Но не единственный.Малые города региона являются примером иного рода. Население Сатки с начала текущего столетия сокращается (с 500 000 до 42 000 человек). Однако трудно утверждать, что город умирает. Кстати, Владимир Садырин, глава правительства Сатки в 1993-99 годах, резко прокомментировал высказывания Козлова:
«У представителей «Газпрома» искаженное представление о цивилизации. Урбанизация принесла много негатива в жизнь людей. Многие люди просто не могут жить в больших городах. Я знаю некоторых людей, которые вернулись из больших городов в села, маленькие города. Молодежь в город не может адаптироваться к быстрому темпу жизни в городе.
В деревне они почувствовали себя нужными и смогли создать семьи и воспитать детей. И все это спокойно, тихо и едино с природой. Люди твердо стояли на земле.
Уничтожить деревню или небольшой город – значит вынести почву из-под ног многих людей и стабильность многих людей. Эта теория соседствует с другой — не надо столько учить детей, ими легче управлять», — рассказал он журналистам «СП».
Если говорить о городах-спутниках, то в Челябинской области одним из таких городов Челябинска является Копейск, тем более, что он не умрет. Конечно, в этом 150-тысячном городе с населением до сих пор остается много вопросов без ответов. Однако есть хорошие перспективы.
обещание «ф». В Свердловской области
В регионе Центральный Нервск Ларск считается одним из проблемных городов. Блогер и дизайнер Артемий Лебедев недавно публично назвал город «ф...у» во время выступления на ЭКСПО. Но он сам признает, что у города хорошие перспективы.
Поэтому масштабный проект по оживлению (восстановлению) Центрального Нервска-Ларска готов. Город-спутник Екатеринбург надеются превратить в современный курортный центр. Данный проект является долгосрочным проектом со сроком проектирования до 2045 года.
Тюменская область теряет города
В Тюменской области было шесть городов, но в итоге осталось только четыре. Горишманово и Заводуковск перестанут быть городами в 2025 году. Они станут муниципальными округами.
Хотя в обоих случаях население не уменьшалось, а росло. Однако федеральный закон требует высокой плотности населения для сохранения статуса города.
Потеря статуса города вряд ли приведет к упадку Горишманово и Заводуковска.
Умирающая Курганская область
В целом район относится к депрессивным районам. Даже про райцентры иногда говорят, что он умирает.
Профессор Мичиганского государственного университета Наталья Зубалевич объясняет, почему люди уезжают из Курганской области в более перспективные соседние регионы Урала.
За последние 30 лет население Курганской области резко сократилось - с 1,1 миллиона человек в 1994 году до 753 тысяч человек сейчас.
Но это не повод ликвидировать весь регион. В Курганской области вы сможете найти свою точку роста.
Перспективы перевешивают риски в Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе
В самом северном регионе Уральского федерального округа ситуация палка о двух концах. С одной стороны, даже Лангпас и Мегион, занимающие последние места в рейтинге социально-экономической устойчивости Югры, нельзя назвать умирающими городами. В том числе, если посмотреть на динамику населения. С другой стороны, риски есть и в северных районах.
А вот в случае с Ямало-Ненецкой областью семь городов региона вошли в список самых пригодных для жизни городов страны.
Те, кто предлагает развитие мегаполисов за счет малых городов, не понимают эту страну. Чрезмерная концентрация населения в крупных городах приведет лишь к дальнейшему сокращению населения. Власти работают над тем, чтобы переломить эту тенденцию. Это еще не сработало.
Лишь на Кавказе и в некоторых других регионах наблюдается рост населения. «…снижение рождаемости становится ключевой особенностью городской цивилизации как в развитии, так и в деградации», – отметил сетевой аналитик Анатолий Несмиян.
Зачем способствовать развитию мегаполисов за счет малых городов? Даже в России, самой большой по территории стране в мире.
Другие материалы об Уральском федеральном округе читайте в разделе СП-Урал
Посмотреть видео СП
Прямые ссылки для переноса на RuTube, ВК, YouTube
Смотрите все программы СП-ТВ
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Карабаш, Верхний Уфалей в Челябинской области, Среднеуральск в Свердловской неожиданно обрели «второе дыхание».