Новый закон о такси разделил рынок на легальный и теневой: водители массово уходят в «серую зону»

С введением нового закона о такси, который начал действовать с 1 сентября, в России сложилась уникальная ситуация, фактически разделившая рынок перевозок на два лагеря. Значительная часть водителей — по некоторым оценкам, до 70% — не смогла или не захотела выполнять новые жёсткие требования, что привело к их массовому исходу с официальных агрегаторских платформ. Вместо этого они создали параллельный, теневой рынок услуг.

1. Что не устроило водителей в новом законе?

Основные претензии таксистов связаны с комплексом новых обязательств, которые легли на их плечи. Речь идёт о необходимости внесения автомобиля в специальный реестр, обязательной окраске машины в цвет, утверждённый местными властями, ежедневных медицинских осмотрах и дорогостоящей страховке ОСГОП (не менее 2 млн рублей на пассажира). Как отмечает председатель АНО «Цифровой мир» Валерий Корнеев, соблюдение этих норм требует серьёзных финансовых вложений и делает работу на легальном рынке малорентабельной. К тому же, инфраструктура для медосмотров и техосмотров зачастую просто отсутствует в регионах.

2. Рождение «серого» рынка и его масштабы

Результатом ужесточения правил стал уход с рынка около миллиона водителей-индивидуалов. Однако они не остались без работы, а организовали собственную систему заказов через чаты в мессенджерах и социальных сетях. По данным экспертов, сейчас в России действует около 4000 таких неофициальных площадок, аудитория которых составляет примерно 10 миллионов человек. Это привело к формированию двухуровневой системы: дорогое, но официальное такси и более дешёвое, но неконтролируемое «серое» такси, которое заказывается через Telegram, WhatsApp и другие мессенджеры.

3. Мнение эксперта: почему система стала невыгодной

Автомобильный эксперт Пётр Шкуматов объясняет, что ключевая причина ухода в тень — катастрофическое падение доходов водителей. Из-за высоких комиссий агрегаторов и расходов на выполнение новых требований, с каждой поездки стоимостью в 1000 рублей водителю может доставаться лишь 250–270 рублей. Основную прибыль забирают многочисленные посредники. В небольших городах водители, объединившись в чатах, стали возить пассажиров напрямую, что выгодно и им, и клиентам, но лишает доходов и агрегаторов, и бюджет.

«СП»: Разве эти риски не были предусмотрены при принятии закона о такси?

— Все всё понимают, — считает Шкуматов. — По сути, этот закон создавался под крупные автопарки и каршеринг. Но когда стоимость поездки для пассажира и доход водителя достигают психологического предела, работать в легальном поле становится бессмысленно. Те, кто хочет остаться в профессии, уходят в чаты.

Обратите внимание: Киев требует отставки украинского замглавы ТКГ из-за слов о России.

4. Опасность «серой» зоны и реакция власти

Проблема приобрела такой масштаб, что её начали обсуждать в Государственной Думе. Депутат Дмитрий Гусев, первый заместитель председателя контрольного комитета Госдумы, признаёт опасность неконтролируемых перевозок: пассажир, севший в нелегальное такси, лишён защиты, и в случае ЧП пожаловаться будет некому. При этом он согласен, что водители вынуждены уходить в тень из-за неподъёмных требований закона.

«СП»: Значит, при принятии закона не просчитали все риски?

— Цель закона — легализация и рационализация рынка — правильная, — отвечает Гусев. — Но по итогам года видно, что нужны корректировки. Мы уже подготовили рекомендации совместно с отраслевиками и общественниками.

5. Что предлагается изменить?

Для возвращения водителей в правовое поле депутаты предлагают три первоочерёдные меры:

  1. Упростить процедуры техосмотра автомобилей и медосмотра водителей.
  2. Отменить обязательное окрашивание такси в единый цвет по регионам.
  3. Собрать в Госдуме всех заинтересованных лиц (МВД, Минтранс, депутатов, агрегаторов) для выработки конкретного плана действий.

Эксперты и общественники настаивают, что решением должно стать не принятие новых резолюций, а реальное сокращение цепочки посредников, которые наживаются и на таксистах, и на пассажирах. Проблема требует срочного вмешательства, пока «серая» зона не поглотила рынок полностью.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: В России фактически начали действовать два вида «шашечек» — серые и белые.