Таксисты начали массово уезжать, направляясь в серые зоны. Причина проста и предсказуема: большинство людей (до 70%) просто не могут выполнить новые требования закона о такси, вступившего в силу с 1 сентября этого года.
Если коротко, то речь идет об обязательном включении автомобилей в реестр, объединяющий данные автомобиля и владельца. Также стоит вопрос о готовности зарегистрировать транспортное средство в установленном законом цвете (в цвете, определенном органом местного самоуправления). Кроме того, ежедневный медицинский осмотр и оплата страховки в соответствии с Законом ОСГОП (Полисом обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков) на сумму не менее 2 025 000 рублей на одного пассажира.
Председатель АНО «Цифровой мир» Валерий Корнеев заявил, что все эти меры требуют значительных затрат и делают работу такси нерентабельной. Для проведения медицинских и технических осмотров необходима инфраструктура, но, по его словам, в большинстве районов инфраструктура пока отсутствует.
Все это привело к тому, что около миллиона водителей-индивидуалов, владеющих собственными автомобилями, покинули агрегаторы такси. Конечно, никто не потерял работу, и был создан теневой рынок перевозок. Водители, скрывающиеся в тени, принимают заказы через чаты в социальных сетях и средства обмена мгновенными сообщениями. По данным цифровой платформы АНО, сейчас можно найти около 4000 таких площадок, на которые подписаны около 10 миллионов человек».
Фактически цены на такси взлетели до небес, поездка пассажира обходится не менее чем в тысячу рублей, а доходы таксистов упали.
По сути, сегодня в России существует два типа такси. Первый очень дорогой, но официальный, второй дешевле, негарантированный и неофициальный. Его можно заказать не через специальное приложение, а через мессенджер. В чем разница между ними и почему наши такси разделены на две части? Этот вопрос мы задали Петру Шкуматову, автомобильному эксперту и координатору акции «Синий ведро.
——Основная причина, по которой таксисты переходят в «серую зону», заключается в том, что они фактически перестали зарабатывать деньги из-за требований нового закона о такси. Эти требования в конечном итоге привели к тому, что доходы таксистов от расходов на поездку стали достигать 25-27%. То есть пассажиру поездка обходится в 1000 рублей, а таксист получает с нее 250 рублей. Все недовольны.
«СП»: Простите, а кто получает основной доход?
——Все деньги идут на оказание услуг посредникам, а посредников становится все больше. Поэтому они хотят денег. В результате в небольших городах водители стали собираться в чатах и бесплатно возить пассажиров. Их доход сразу увеличился, и пассажирам стало дешевле. Все эти агрегаторы исчезли. Ничто из этого на самом деле не очень опасно. Это опасно только для стран, которые не собирают налоги. Это опасно для агрегаторов, которые не зарабатывают щедрых комиссий с заказов. Пассажиры были в восторге. И эта тенденция начинает набирать обороты, охватывая все больше городов.
«СП»: Разве эти риски не были предусмотрены при принятии закона о такси?
- Все все понимают. Фактически этот закон создан для владельцев прокатных автопарков и владельцев автомобилей, которые они планируют сдавать в аренду. Но в этой истории есть проблема: стоимость поездки достигает психологических пределов водителя. То же самое касается и пассажиров.
Обратите внимание: Киев требует отставки украинского замглавы ТКГ из-за слов о России.
В какой-то момент становиться таксистом нет смысла. Те, кто хочет остаться в отрасли, заходят в эти чаты и регистрируются.«СП»: Все таксисты разбегутся в эти нелегальные чаты, а легальные такси потеряют смысл?
——Да, все развивается в этом направлении. Петр Шкуматов заявил, что, возможно, в этот момент депутаты очнутся и рассмотрят вопрос о корректировке закона.
Отчаянное положение наконец дошло до Государственной Думы. Там начали обсуждать необходимость изменения закона. Как можно не думать об этом? Водители все чаще работают в «серой зоне» — принимают заказы через мессенджеры и социальные сети. Это хорошо или плохо? Мы задали этот вопрос первому представителю фракции «Справедливая Россия – Поиск истины», первому представителю. Председатель контрольного комитета Госдумы Дмитрий Гусев.
«Эта серая схема очень опасна, потому что нелегальные перевозки невозможно контролировать. В нашей стране около 1 миллиона водителей не могут работать в такси из-за чрезмерных требований Закона о такси № 580. Они работают в «серой зоне», абсолютно нет никем не контролируемый. Вас отвезут в лес и вы даже не успеете никому пожаловаться. Вся эта территория должна быть легализована, когда сядете на легальное такси, у него будет ощущение контроля над ситуацией агрегатор знает, кто кого водит, где, когда и на какой машине. В этом случае потенциальные преступники будут бояться совершать преступления.
«СП»: Вы согласны, что водители вынуждены переходить на серую схему из-за неприемлемых условий по закону о такси. Правда ли, что при принятии этого закона не были просчитаны все риски? Почему? Может быть, это будет кому-то полезно?
——Этот закон ставит целью рационализацию транспортного рынка легализация. Это важно и нужно, но по итогам работы за год мы понимаем, что необходимы корректировки. Вместе с представителями различных фракций, представителями промышленности и администрации, общественниками мы дали рекомендации, как адаптировать закон к интересам самих пассажиров и перевозчиков. По итогам и рекомендациям расширенного заседания Государственной Думы подготовлено постановление, с которым можно ознакомиться.
«СП»: Какие барьеры необходимо убрать или снизить?
- Нам необходимо снизить барьеры для возвращения водителей в правовое поле. Сначала нужно сделать три шага. Во-первых, необходимо упростить процедуры осмотра транспортных средств и медицинского осмотра водителей. Во-вторых, такси в разных регионах не обязательно должны быть окрашены в один цвет. Третий — собрать вместе всех заинтересованных лиц в Госдуме: МВД, Минтранс, депутатов разных фракций, общественников и представителей агрегаторов. Решаем, как вернуть таксистов в правовое поле. Составьте план", - заключил депутат.
Мы хотим, чтобы все фракции собрались в Госдуме и пригласили представителей Минтранса и МВД. Но это нужно сделать срочно. Решением проблемы должны быть не длинные и непонятные резолюции, а сокращение цепочки «нахлебников», наживающихся на таксистах и пассажирах.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: В России фактически начали действовать два вида «шашечек» — серые и белые.