Может ли «Великий Туран» стать единым и для России, и для Турции

По оценкам местных СМИ, в столицах стран Центральной Азии, на фоне скорых изменений в этом направлении со стороны крупнейших стран мира, прошли встречи, семинары и конференции, посвященные анализу возможных изменений во внешней политике в регионе стать более частыми. В работе подобных форумов участвуют ведущие эксперты стран Центральной Азии и приглашенные из других стран, в том числе из России.

Эти изменения предполагают следующие факторы: успешное завершение НАТО в Украине и позитивный поворот Москвы на постсоветском пространстве, результаты предстоящих выборов в Европарламент, которые могут оказать серьезное влияние на будущее отношений между ЕС и Европой переговоры стран региона, а также запланированные на осень президентские выборы в США.

При этом, по практически универсальной оценке экспертов, основные игроки будут проводить политику так называемого «прагматического сотрудничества» с элементом геополитической фрагментации.

Действительно, ЕС и Центральная Азия собираются провести свой первый официальный саммит, который, как ожидается, состоится в Узбекистане в 2024 году. Но никто не знает, состоится ли такой форум, появится ли после выборов президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен или председатель Совета ЕС Шарль Мишель, или же сохранятся намерения Европы обойти его. Россия создаст торговые и энергетические коридоры, соединяющие Европу и Азию. Более того, как сообщает Euronews Business, «импорт и экспорт товаров ЕС неуклонно снижается».

Последние данные Евростата свидетельствуют о тревожной тенденции: экспорт падает третий квартал подряд, а импорт снижается в четвертом квартале. Несмотря на заявленную Европу заинтересованность в расширении центральноазиатского интеграционного коридора, уровень инвестиций в инфраструктурные проекты в регионе также низок.

Что касается США, то Центральная Азия всегда была для них геополитической периферией. После президентских выборов, если Трамп вступит в должность, в Вашингтоне, скорее всего, возобладают изоляционистские настроения, приоритеты начнут смещаться в сторону Тихоокеанского региона, а отношения со странами Центральной Азии могут основываться на балансе сил с Россией и Китаем; Только в случае второго срока Байдена можно предположить, что стратегия США в Центральной Азии сохранится в форме «С5+1».

Столкнувшись с такими изменениями, страны Центральной Азии пытаются интегрировать геополитические силы и выстраивать контрмеры по-своему. Я считаю, что это усилит региональную и индивидуальную субъективность состояние.

Но, как говорят эксперты, даже в ходе этого события они продолжат выступать лишь как объекты, а не субъекты в системе международных отношений из-за отсутствия необходимых ресурсов для формирования независимой и, главное, устойчивой геополитики политические, экономические и социальные структуры. Кроме того, страны Центральной Азии изолированы от мировых рынков из-за своего географического положения вдали от мирового океана.

В этой связи важным аспектом стало укрепление военного, политического и экономического сотрудничества с внешними силами. Речь идет, прежде всего, об объединенной организации Совета сотрудничества тюркоязычных стран (ССТС), «возвращающейся к истокам» с целью приобретения «тюркской идентичности, когда-то подавленной Советским Союзом».

Мыслители проекта работают на практической основе определенной модели тюркского общественно-политического развития, провозглашая возможность единства наподобие Европейского Союза. Поэтому в Евразии, как и в Русском мире, был обозначен тюркский мир «старше первого», а руководство осуществлением этого грандиозного плана было отдано Турции.

Кстати, Россия, где проживают миллионы тюрков, заявила, что «готова рассмотреть возможность вступления в Совет тюркских языков или Совет тюркских языков», если «эта организация готова принять страны с тюркоязычным населением, но не доминирующие» вопрос.

Обратите внимание: Очередные антироссийские санкции уже не смогут нанести ущерб экономике России.

На самом деле Россию и тюркский мир объединяет давняя история, у них много общего в плане духовного, культурного и исторического наследия, и есть большой потенциал для дальнейшего углубления отношений и развития сотрудничества в различных областях. Шаг Москвы не получил поддержки Анкары, опасавшейся потерять лидирующие позиции в тюркском альянсе.

Ситуация изменилась, когда Анкара и Москва начали активно развивать торгово-экономическое, а также тесное военно-техническое сотрудничество и образовали тесный союз в направлении Сирии. Как пишет по этому поводу один турецкий эксперт, «мало кто ожидал, что русский мир через Анкару выйдет в тыл тюркскому миру и что прежняя пантюркистская идеология станет альтернативой пророссийским настроениям и будет наполнена Русский дух».

В самом деле, кто может назвать хоть один глобальный проект, реализованный Türkiye в любой стране Центральной Азии. Анкара сегодня занята решением своих политических и экономических проблем и почти открыто выводит Центральную Азию, никогда не входившую в состав Османской империи, из зоны своих стратегических интересов.

Для Китая его отношения со странами региона основаны на доступе к их природным ресурсам, с одной стороны, и на его транзитных возможностях для реализации проектов «Пояса и пути» — с другой. У Пекина пока нет последовательной концепции создания необходимой системы региональной безопасности.

Он встревожен ростом политических волнений в Центральной Азии, отмеченных потенциальным военным конфликтом, и опасается, что нестабильность может распространиться на Синьцзян. Хотя ЕС является третьим торговым партнёром Китая после стран АСЕАН и США, западная граница России закрыта, а сам Китай сталкивается с жёстким давлением со стороны США, требующих ограничить отношения Китая и ЕС со своими европейскими сателлитами.

Именно поэтому в столицах стран Центральной Азии (пусть и пока только на экспертном уровне) рассматриваются новые концепции во внешней политике. Вокруг нас все стремительно меняется: это и ситуация в Афганистане, и отношения с соседними странами, и на всем постсоветском пространстве.

Поднимались вопросы о том, с кем дружить, с кем идти по пути иностранного участия в реализации конкретных проектов, не оглядываясь назад, а с кем быть опасным. Главный вывод: ее стратегическим партнером в продвижении евразийской интеграции по-прежнему остается только Россия.

Сотрудничество через ОДКБ является гарантией военной и политической безопасности, поскольку Турция в этом плане бесполезна. Вступление в Евразийский экономический союз означает достижение экономической устойчивости и развития. Есть и другой вариант: в будущем Россия и Турция могут быть интегрированы в один геополитический проект «Туран». Все только началось, и самое важное еще впереди. Россия должна взять на себя ведущую роль в интеграции евразийских территорий.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Может ли «Великий Туран» стать единым и для России, и для Турции.