Почему я против повышения пенсионного возраста (предвыборная статья 2018 года)

Повышение пенсионного возраста, предлагаемое сейчас Правительством, не оставило равнодушным никого. Согласно опросам, 92 % россиян выступают против этой реформы. Так, в 2019г. в результате повышения пенсионного возраста рискуют не выйти на пенсию уже первые 1,3 млн.человек.

Власти, ссылаясь на то, что в бюджете Пенсионного фонда образовалась дыра, планируют повысить возраст выхода на пенсию мужчин до 65 лет и женщин – до 63 лет. Правительство мотивирует это решение тем, что средняя продолжительность жизни россиян выросла и сейчас составляет порядка 73 лет. Да и Президент в своем инагурационном послании поставил задачу, или пообещал, как хотите, увеличить продолжительность жизни в России к 2024г. до 78 лет, а к 2030г. – до 80 лет.

Но сможем ли мы достигнуть этих показателей в срок, «бабушка, как говорится, надвое сказала». Средняя продолжительности жизни в России в 2017г. у женщин составила 77,4 года, у мужчин – на 10 лет меньше, 67,5 лет. Причем по регионам она может быть разная. В Ивановской области она не дотягивает, например, до среднероссийского уровня два года. И, прежде чем говорить об увеличении продолжительности жизни, надо иметь в виду, что она на 40% определяется, по оценкам ученых, социально-экономическими условиями, в первую очередь доходами, на 30% - уровнем развития и качеством медицины, и на 30% - образом жизни самого человека. Плюс проблемы экологии, качество продуктов питания и т.д.

Поэтому, зная, сколько сейчас в России живущих за чертой бедности (в 2017г. это было 15% населения или 22 миллиона человек, по данным Росстата), «работающих нищих», и какая у нас медицина (состояние отечественного здравоохранения не ругает только не пользующийся его услугами), начинаешь рассматривать победные прогнозы властей с изрядной долей скептицизма и горечи. И, хотя в новом майском указе Президента много внимания уделено развитию нашего здравоохранения, помня, как выполнялись его предыдущие майские указы, прежде чем повышать пенсионный возраст, я бы сначала всё-таки дождался увеличения продолжительности жизни, доходов, появления новых рабочих мест, что свидетельствовало бы об улучшении социально-экономических условий в России. Увеличение продолжительности жизни должно опережать увеличение пенсионного возраста, а не наоборот. Здесь и кроется подвох, приготовленный нам властями. И люди инстинктивно это чувствуют. Пока же создается впечатление, что пенсионный возраст повышают, чтобы не платить пенсии, а не ради новых рабочих мест.

Потому что, я уверен, никто не анализировал рынок труда, например. А прежде, чем принимать такие важные решения, необходимо провести тщательный анализ рынка труда для пожилых людей, спрогнозировать его влияние на другие рынки. Сколько есть вакансий для пожилых людей предпенсионного возраста по регионам и в целом по России? Потребуется ли работодателям такое количество почтальонов, уборщиц, вахтеров, сторожей? Сможем ли мы переучить их в менеджеров, бухгалтеров, заместителей генерального директора? Потому что заниматься тяжелым физическим трудом в преклонном возрасте они вряд ли смогут. В строительстве, например, среди людей рабочих специальностей, после 60 лет работают разве что единицы. Очень тяжело. И главное, сможет ли экономика России принять столько новых «старых» работников?

И здесь опять просматривается лукавство или недальновидность властей. Нам с высоких трибун денно и нощно трезвонят о модернизации экономики, повальной автоматизации и роботизации. Об отмирании части традиционных профессий. В мире, по оценкам экспертов, к 2030г. в результате внедрения современных технологий останется без работы порядка 800 000 000 человек. А в России? Или надо признаться самим себе, нас минует сия участь, а мы строим новый феодально-рабовладельческий строй? Где применяется преимущественно ручной труд, а людям хватает денег только на одежду и еду. Как в древности.

Денежных накоплений, по данным ВЦИОМ, нет у 73% россиян. Поэтому они рискуют, не найдя работы, скатиться в нищету. Или будут работать за копейки, отбирая работу у молодых. Поэтому необходимо прежде наладить работу центров занятости, поддержку не вышедших на пенсию, повысить пособие по безработице.

Кроме того, широко известен факт, что работодатели неохотно берут на работу лиц преклонного возраста, мотивируя это их слабым здоровьем, неспособностью воспринимать новые знания и сниженной работоспособностью. Человеку после 45-50 лет уже трудно найти работу и получать он будет на 20-30% меньше, чем его более молодые коллеги. Здесь не помогут и двухмесячные курсы переквалификации, как предлагает Минтруд. А нескольких лет на переобучение у пожилых уже просто не будет. Скорее всего, необходимо будет предусмотреть льготы работодателям в виде сниженных пенсионных отчислений за пожилых работников.

Надо сказать, что те же сроки выхода на пенсию, 55 и 60 лет, были разработаны советскими учеными на основании данных о старении организма, его физиологических особенностях.

По словам Правительства РФ, эти нормы разрабатывались в 1932 году, когда средняя продолжительность жизни в СССР составляла 35 лет. Но после войны, надо отметить, она резко возросла, и при Хрущеве составляла уже 70 лет, при раннем Горбачеве в 1985 году – 71 год. Ненамного ниже сегодняшних 73 лет. И никто не мыслил повышать пенсионный возраст. Страна справлялась с выплатой пенсий, которые полностью были государственными.

То есть, даже следуя логике властей, что сейчас в России продолжительность жизни выше, чем в СССР, пенсионный возраст, исходя из разницы вышеприведенных цифр, можно поднять максимум на 2-3 года и для мужчин и для женщин.

Власти при попытке поднять пенсионный возраст ссылаются на «бесценный» опыт западных стран. Пока же существовал Советский Союз, другие страны, даже капиталистические, в своей социальной сфере ориентировались на него, боясь, что в противном случае у них произойдет революция. С распадом СССР ориентироваться стало больше не на кого. Так что, надо сказать, вместе с распадом Советского Союза мы потеряли не только соответствующее территориальное образование, но и определенные права и свободы граждан, в первую очередь в социальной сфере.

И в то же время у многих возникает вопрос, почему российские власти, апеллируя к Западу и одновременно ругая его, перенимают оттуда только то, что им выгодно. Например, повышение пенсионного возраста, реформу ЖКХ, платные парковки и дороги. Оставляя без внимания такие достижения западной цивилизации, как прогрессивный подоходный налог, больший размер социальных пособий, минимальная величина почасовой оплаты труда?

О женщинах вообще отдельный разговор. Планировать поднять для них пенсионный возраст сразу на 8 лет, это мягко говоря, кощунство. Во-первых женщины, в большинстве своем, всю жизнь несут повышенную нагрузку. Одно материнство чего стоит. Во-вторых, они не виноваты, что живут дольше мужчин. Жизнь, как говорится, заставляет. И потом, кто же будет воспитывать наших детей, внуков, когда их родители работают? Я думаю, многие помнят, как в детстве проводили время у бабушек, слушая их сказки.

Крепкие семейные узы, помощь близким, совместное воспитание детей – это часть наших традиций. И социальная, нравственная роль бабушек здесь огромна. Давайте не будем лишать их этой роли.

А выплата социальных пенсий тем лицам, у которых не хватает стажа до назначения трудовых пенсий? Их планируют выплачивать мужчинам с 70 лет, а женщинам с 68. Скорее всего, ими мало кто сможет воспользоваться. А правильней было бы назначить таким людям пенсии с того же возраста, что и другим пенсионерам, но на уровне МРОТ. Раз уж государство грозится повысить средние пенсионные выплаты до 2,5 прожиточных минимумов. Тем более, что у нас со времен 90х годов и по настоящее время до 40% граждан трудится неофициально. Зачастую, не по своей вине. Не все работодатели хотят их официально трудоустраивать. Или люди просто не доверяют государству. А будут не доверять еще больше. А я считаю, что у нас социальное государство, так и в Конституции записано, поэтому в России не должно быть нищих и бомжей. И это не значит, что их надо морить голодом.

А как можно расценить слова Правительства о том, что согласно новому закону, на пенсию на два года раньше срока могут выйти те лица, у которых трудовой стаж составит не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин? Это получается, что, если начать работать в 18 лет, для получения льготной пенсии надо работать непрерывно до пенсионного возраста, без отрыва на учебу и детей. В таком случае напрашивается вывод о необходимости включения в трудовой стаж времени службы в армии, учебы в Вузе, Ссузе, отпуска по уходу за ребенком и т.д.

Плюс необходимо пересмотреть порядок назначения и выплат пенсий различным категориям граждан.

Интересное: Почему рынку новостроек в РФ угрожает «ипотечный пузырь».

Например, в настоящее время госслужащие при выходе на пенсию по выслуге лет получают до 75% от своих прежних доходов. В то время как многие не дотягивают и до 35%. Разве это справедливо?

А индексация пенсий работающим пенсионерам? После того, как Правительство лишило их индексации, им нет смысла работать легально. Только я знаю несколько человек, которые добровольно перешли в разряд «безработных», продолжая при этом исполнять трудовые обязанности. А это – недополученные бюджетом налоги. Замкнутый круг. Власти обманывают людей, люди отвечают государству тем же. Например, человек в 2017г. теряет индексацию пенсии в размере 3,75%, государство теряет в виде 13% неначисленных и неуплаченных в региональный бюджет подоходного налога и 22% страховых взносов с зарплат. Вопрос: кто теряет больше?

Да за то, что пенсионеры работают официально, им надо, кроме индексации пенсий, возращать подоходный налог! Или начислять дополнительные деньги к пенсии.

Сейчас же, на самом деле, у России есть возможности для выплаты пенсий без повышения пенсионного возраста, есть соответствующие резервы, которые в настоящее время неэффективно расходуются. Вот лишь часть из них.

Борьба с неофициальной занятостью, серым рынком зарплат (а это порядка 40% всех занятых или 30 млн.человек, согласно прошлогодних расчетов РАНХиГС) может ежегодно принести и в бюджет и во внебюджетные фонды порядка 3 триллионов рублей в виде подоходного налога и страховых отчислений. Скрытый рынок зарплат, по данным Росстата, составляет в России 10,9 трлн.рублей.

Конечно, здесь есть определенные риски для бизнеса. Бизнес зачастую не платит налоги, потому что считает их завышенными. Но в то же время шкала подоходного налога у нас плоская, одна из самых низких в мире. Взносы в Пенсионный фонд и другие фонды вообще являются регрессивным платежём. Так, если работник получает в год до 1 021 000 рублей (данные на 2018г.), работодатель уплачивает за него пенсионные взносы по ставке 22%. Если же работник получает больше вышеуказанной суммы, то работодатель уплачивает уже взносы по сниженной ставке 10%. Таким образом, за богатых в процентном отношении работодатель у нас платит меньше, чем за менее оплачиваемых работников. Можно было бы уравнять для всех ставки, и снизить их, сделав плоскую шкалу. Был у нас в стране до 2010 года Единый социальный налог 14%, который включал в себя страховые взносы и на пенсионное, и на медицинское, и на социальное страхование. Тогда многие вышли из тени. А как иначе выводить бизнес из тени? Полицейскими методами? Пострадает деловая активность и инвестиционный климат. Надо просто посчитать среднюю эффективную ставку страховых взносов, которую сейчас выплачивают все работодатели. Ее и сделать действующей.

Тем более, когда правительство обсуждало тему поднятия НДС, взамен оно обещало снизить страховые взносы. Вернее, оно просто не стало повышать ставку пенсионных взносов до предельных 28%. А от повышения НДС опять выиграли экспортеры сырья в ущерб населению и внутреннему производителю.

Также государство уже достаточно дискредитировало накопительную пенсионную систему – путем заморозки пенсионных накоплений и слабым контролем за негосударственными пенсионными фондами, где накопления граждан «вдруг» резко стали пропадать и показывать низкую доходность. Скорее всего, придется сделать накопительную систему в России добровольной.

Кроме того, необходимо избавиться от непонятной системы начисления страховых баллов. Люди не понимают, как они начисляются. И почему, большая у человека зарплата или маленькая, на размер страховой пенсии это влияет незначительно. Страховая пенсия, по сути, является разновидностью корпоративной. Потому что за работника страховые взносы платит работодатель, только они теряются в баллах и в общем котле. Правильней, чем больше зарплата на протяжении трудовой деятельности, тем больше должна быть пенсия.

Другой источник пополнения Пенсионного фонда – это Фонд национального благосостояния, в котором скапливаются сверхдоходы бюджета от экспорта нефти. Одной из задач Фонда как раз является обеспечение сбалансированности (покрытия дефицита) Пенсионного Фонда, решение проблем нынешних и будущих пенсионеров. Так,в 2017г. из ФНБ было направлено ну нужды пенсионной системы 657млрд. рублей. Но в то же время его средства использовались также для помощи нашим олигархам и вкладывались в инфрастуктурные проекты.

На 1 июня 2018г. размер ФНБ составлял почти 4 триллиона рублей. За июнь 2018г. он вырос еще на 912 млрд.рублей. И при подорожавшей нефти он будет и впредь постоянно пополнятся. Дальнейшее направление до 10% в год от активов ФНБ и до 30% от его ежегодных пополнений, в т.ч. доходов от инвестирования его средств, на нужды пенсионной системы, позволило бы сбалансировать её и даже увеличить пенсии. Тогда можно и бюджетное правило не менять.

Следующий источник пополнения бюджета – развитие конкуренции и искоренение коррупции в сфере госзакупок. Сейчас нередко конкурсы и аукционы выигрывает один поставщик. Под него прописываются условия конкурсов в ущерб другим участникам и интересам бюджета. Наведение порядка в сфере госзакупок даст бюджету, по разным оценкам, от 3 до 5 трлн. рублей экономии. Кстати, ежегодный трансферт федерального бюджета Пенсионному фонду составляет порядка 3,5 трлн.рублей.

Плюс госкорпорации уже давно стали прачечными, пилящими свои и бюджетные деньги, выводящими их на сторонние организации, в т.ч. в оффшоры. Надо лишить российские компании, имеющие иностранную юрисдикцию, права претендовать на государственную помощь и участвовать в государственных закупках.

Кстати, деоффшоризация экономики – еще один способ пополнения бюджета. Не секрет, что все крупные компании, в т.ч. государственные, имеют оффшоры за рубежом. И не всегда те ведут за границей реальную деятельность. В основном открытие оффшора – это способ избежать российских налогов или вывести деньги за рубеж. Ходорковского посадили именно за это. Остальным пока разрешается.

По самым скромным прикидкам, за постсоветское время из России было выведено порядка 1 трлн. долларов. Некоторые экономисты называют цифру и в 3 трлн. долларов, и даже больше. Вот и получается, что наши олигархи и чиновники зарабатывают деньги в России, а хранят и тратят их за рубежом. Где те идут, в том числе в виде налогов, на нужды местных образования, здравоохранения, на выплаты пенсий и других социальных пособий. Опять же, разве это справедливо?

Необходимо вернуть стратегические предприятия на Родину. Не хотят олигархи платить налоги в России - национализировать их предприятия, всю нефтянку, газ, металлургию, энергетику. Каждый россиянин, моё мнение, имеет право на свою часть ренты от природных ресурсов.

Вроде бы всем известные меры. О них говорят все, кому не лень. Но почему то государство не хочет снижать свои издержки, бороться с коррупцией и обелять экономику, предпочитая перекладывать очередное бремя на своих граждан. Видимо, для кого-то население страны – это «вторая нефть».

Думаю, ни в одной стране мира, если бы там 92% населения было против реформы, не стали повышать пенсионный возраст. Не пришлось бы даже проводить референдум.

Государство должно быть для людей, а не люди для государства.

Интересное еще здесь: Экономика.

Почему я против повышения пенсионного возраста (предвыборная статья 2018 года).