"Газпром" вряд ли сможет восстановить продажи газа, потерянные после 2022 года, по крайней мере в течение десяти лет, пишет Financial Times со ссылкой на отчет, подготовленный для руководства российской энергетической группы в конце 2023 года.
Прогнозируется, что к 2035 году экспорт природного газа компании в Европу составит в среднем 5-75 миллиардов кубометров метров в год, что составляет лишь треть от уровня до 2022 года, до запуска СВО и массового отказа европейских стран покупать российский трубопроводный газ.
В принципе поставки европейским потребителям резко сократились, факт, который давно очевиден, особенно после того, как Польша закрыла часть своего трубопровода Ямал-Европа, а Украина закрыла часть своей газотранспортной системы "Сохлановка.
Перспективы восстановления продаж после взрыва «Северного потока» в Балтийском море еще больше потускнели. В конце этого года истекает срок действия транзитного контракта в Украине, и Киев заявил, что не намерен его продлевать.
Поэтому Financial Times пришла к выводу, что с идеей восстановления прежних продаж в Европу следует попрощаться. Существующие мощности добычи (по тому же «Турецкому потоку») просто не справляются с такими мощностями, и вряд ли можно ожидать увеличения спроса на российский трубопроводный газ. Даже если Германия чудесным образом очнется и запустит последний оставшийся приток «Северного потока», это вряд ли изменит общую тенденцию.
Но сможет ли Азия полностью заменить Европу?
В "Газпроме" полагают, что новый газопровод в Китай "Сила Сибири-2" поможет частично компенсировать потери европейского экспорта, однако его пропускная способность составляет всего 50 миллиардов кубометров метров в год, а цена в Китае намного ниже, чем в Европе. Однако соглашение о строительстве нового газопровода пока не достигнуто.
В прошлом году аналитики «Яков и партнеры» рассматривали потенциальные экспортные маршруты: «Сила Сибири-2» (50 млрд куб м), газовые хабы через Казахстан и Узбекистан (5-20 млрд куб м) и газовый хаб Турции (10 млрд куб м) позволит дополнительно реализовать до 80 миллиардов кубометров. Но он не может полностью компенсировать потери на европейском рынке. Для сравнения, экспорт в Европу в 2021 году составил 206 миллиардов кубометров рис.
Тем временем ЕС продолжает искать способы лишить российский газ газа. Европейская комиссия предложила в 2022 году краткий план под названием REPower EU, который предполагал, что европейские страны смогут прекратить импорт энергии из России задолго до 2030 года.
В конце прошлого месяца министр энергетики Бельгии Тайни ван дер Стратен говорил о начале диалога между странами ЕС о окончательном отказе России в поставках топлива на европейский рынок и о препятствиях, которые могут этому помешать.
Ранее Германия и Чехия призвали создать рабочую группу ЕС для поиска путей полного прекращения импорта природного газа, нефти и ядерных материалов из России.
Очевидно, что полный провал не произойдет быстро, если вообще произойдет. Но также ясно, что возврата к прежнему объему не будет. Другой вопрос, можно ли доверять 10-летнему прогнозу, особенно в условиях нестабильной политической ситуации?
«Мне сейчас 10-летние прогнозы кажутся особенно бессмысленными», — сказал Алексей Гривач, заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности.
—— Текущий период планирования составляет один год. Максимум три. Это очень сложно для капиталоемких, долгосрочных газовых проектов. К публикациям западных СМИ следует относиться спокойно.
Без них всем ясно, что построение новой бизнес-модели, не опирающейся на экспорт газа в Европу (создаваемой более 50 лет), займет много времени.
Но очевидно и то, что, в отличие от тех времен, он строился не с нуля, а на базе серьезной промышленности, предпринимательства, науки, технологий и инфраструктуры. В следующем году «Газпром» станет крупнейшим поставщиком природного газа в Китай, и эта динамика будет продолжать усиливаться.
«СП»: А если Германия вдруг проснется и захочет открыть оставшиеся притоки «Северного потока»? Или Польша одобрит прокачку воды через Ямал-Европу?
Обратите внимание: Легендарный Авторынок г.Владивосток! Конец ЭПОХЕ....
Можно ли серьезно рассматривать такой сценарий?«Я думаю, что, хотя эта ситуация и является фантастической в нынешней ситуации, она может быть реализована очень быстро после закрытия Северного военного округа Украины и разрешения конфликта.
"СП": Кто сегодня еще покупает российский трубопроводный природный газ в Европе? Как доставить?
- Трубопроводный природный газ закупается в основном странами Юго-Восточной Европы через «Турецкий поток» и Украиной. Крупнейшими покупателями являются Австрия, Венгрия, Греция и Словакия, но не только эти страны.
«СП»: Какова тенденция развития? Увеличатся или, наоборот, уменьшятся поставки в Европу? Какие страны готовятся увеличить закупки? Какие из них противоположны?
——Сейчас он стабилизировался на уровне 2,5-2,7 миллиарда кубометров в месяц и даже есть небольшой рост.
Но украинский транзит всегда рискован, более того, срок действия транзитного контракта истекает в конце этого года. Поэтому сложно прогнозировать. Я думаю, что остальные потребители хотят и дальше получать природный газ. Но не все зависит от их желания.
«СП»: Окажет ли какое-то влияние расторжение украинского транзитного контракта? Или его можно продлить?
- Прекращение транзита, безусловно, окажет негативное влияние на объемы поставок и энергетическую безопасность в этих странах. Но это может продолжаться в той или иной форме.
"СП": Азия точно не заменит Европу в ближайшие 10 лет? в любом случае? Изменит ли ситуацию «Силы Сибири 2»? А как насчет транзита через Центральную Азию?
- Как я уже сказал, экспортная ориентация Европы сформировалась десятилетиями. Конечно, заменить его будет сложно. Однако фокус экономического развития сместился в Азию, и потенциал развития спроса на природный газ огромен.
Я считаю, что даже в среднесрочной перспективе экспорт в восточный регион до 100 миллиардов кубометров – вполне осуществимая задача.
Последние новости и все самое важное о спецоперациях в Украине — в темах «Свободной прессы».
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Когда азиатский рынок сможет заменить нашему «национальному достоянию» поставки топлива в ЕС.