В российской авиационной отрасли произошли масштабные кадровые изменения: руководство ОКБ Туполева и ОКБ Яковлева было отправлено в отставку. Эти события заставили даже осторожных политологов заговорить о необходимости реорганизации команды для того, чтобы отечественные самолеты наконец-то «взлетели».
1. Причины увольнений: аудит и срыв сроков
Согласно неофициальным данным, увольнение директоров корпораций «Яковлев» и «Ту-214» стало символическим ответом «Ростеха» на претензии правительства. Поводом послужил аудит Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), который выявил серьезные проблемы в управлении проектами. В отчете указано, что система управления «серьезно не соответствует масштабу и сложности миссии». На практике это привело к параличу процессов: даже вопросы по закупке или замене запчастей подолгу зависали на стадии согласований.
Это напрямую отразилось на графиках поставок, которые постоянно сдвигаются. Так, поставки самолета МС-21 перенесены на 2025 год, регионального Superjet 100 — на 2026-й, а Ил-114-300 ожидается не раньше того же 2026 года. В «Ростехе» поясняют, что по МС-21 даже окончательный облик самолета еще не сформирован из-за процесса замены иностранных комплектующих на российские.
2. Безопасность полетов как тревожный сигнал
Эксперты полагают, что катализатором кадровых решений могла стать очередная нештатная ситуация с самолетом Sukhoi Superjet 100, произошедшая в Анталье в ноябре. Несмотря на то, что обошлось без жертв, инцидент с возгоранием двигателя вновь поднял вопрос о безопасности этой модели. Напомним, что в 2019 году в результате катастрофы Superjet в Шереметьево погиб 41 человек.
По словам заслуженного пилота СССР Олега Смирнова, аварий с «Суперджетом» становится все больше, что вызывает серьезную тревогу. Общая статистика также неутешительна: только в 2024 году в России зафиксировано 20 отказов авиадвигателей, а Международная организация гражданской авиации (ИКАО) признала ситуацию с безопасностью полетов в стране неудовлетворительной.
3. Корень проблем: уничтожение отрасли и нереальные планы
В интервью Олег Смирнов обозначил глубинные причины кризиса. По его мнению, отечественное авиастроение было практически уничтожено за последние 30 лет, начиная с 1990-х годов, когда было принято решение закупать западные самолеты вместо развития собственного производства. В результате некогда огромный парк «Аэрофлота» теперь полностью состоит из Boeing и Airbus, ресурс которых практически исчерпан.
Запущенный план импортозамещения, по словам эксперта, изначально был нереалистичным: цель произвести к 2030 году до 1000 отечественных самолетов и 2000 двигателей для них невыполнима. Это привело к постоянному переносу сроков. Смирнов считает, что руководителей КБ «подставили» и «принесли в жертву», чтобы переложить ответственность за провал планов.
4. Есть ли перспективы?
К 2030 году России необходимо заменить около 600 лайнеров Boeing и Airbus, чей ресурс будет полностью выработан. Для этого нужно наладить массовый выпуск Ту-214, МС-21 и Ил-114. По мнению Смирнова, это возможно лишь при условии установления конкретных сроков и персональной ответственности вплоть до членов правительства.
5. Альтернативная версия: реорганизация, а не показуха
Авиационный эксперт Роман Гусаров предлагает другую трактовку событий. По его данным, план трансформации был согласован полгода назад. Должности руководителей отдельных КБ ликвидируются, а сами бюро объединяются под единым руководством в структуре ОАК. Это часть многолетнего процесса унификации, к которому могут присоединиться и другие авиастроительные компании. Цель — создать крупное эффективное конструкторское бюро, которое сможет ускорить разработку и производство самолетов.
Таким образом, кадровые перестановки могут быть не просто «показухой», а частью структурной реформы, от успеха которой зависит будущее всего российского гражданского авиастроения и безопасность пассажиров.
Обратите внимание: Киев требует отставки украинского замглавы ТКГ из-за слов о России.
Больше интересных статей здесь: Новости.
Источник статьи: Удастся ли России найти замену сотням Boeing и Airbus, которые составляют основу воздушного флота страны?.