Военный эксперт Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона», высказал свою точку зрения на сравнение военной мощи России и Соединённых Штатов. Он подчеркнул, что оценивать нужно не отдельные единицы техники, а совокупный военный потенциал государств. Это заявление прозвучало в ходе пресс-конференции «Кто и зачем атакует границы России?», состоявшейся 2 декабря.
Поводом для дискуссии стал инцидент в Японском море 24 ноября, когда американский эсминец «Джон Маккейн» приблизился к российским водам. На перехват нарушителя был направлен противолодочный корабль Тихоокеанского флота «Адмирал Виноградов».
1. Паритет, а не прямое сравнение
Коротченко убеждён, что прямое сопоставление конкретных кораблей или систем вооружения не имеет смысла. Гораздо важнее понимать общий баланс сил, который обеспечивает стратегическую стабильность. По его словам, несмотря на то что ВМС США обладают более многочисленным и современным флотом, Россия поддерживает с Америкой военный паритет. Это особенно показательно на фоне значительного отставания России в размерах военного бюджета.
«Потенциал государства — это то, что обеспечивает паритет. По совокупности мы равны с США. Американский флот более масштабный, у них больше новых кораблей и подлодок. Это так. Но мы при сопоставимости военных бюджетов и огромном преимуществе США с точки зрения расходов на национальную оборону поддерживаем с ними стратегический паритет», — не сомневается Коротченко.
2. Гарантия сдерживания
Эксперт прямо заявил, что любая масштабная агрессия против России будет иметь катастрофические последствия для потенциального противника. Именно этот фактор, по его мнению, нивелирует любые региональные дисбалансы в обычных вооружениях.
«Поэтому любая крупномасштабная военная агрессия приведет к тому, что в ответном ударе США прекращают свое существование. Это главный фактор, который выравнивает все остальные региональные или военные дисбалансы», — констатировал Коротченко.
Он также прокомментировал появляющиеся в западной прессе мнения о том, что США могут пережить ограниченный ядерный конфликт. Коротченко назвал такие заявления дилетантскими, подчеркнув, что профессионалы, «люди в погонах», реально оценивают возможности сторон. По его утверждению, российское ядерное оружие значительно превосходит американское, что и является ключевым элементом сдерживания.
3. Ситуация в Чёрном море
Вторая часть обсуждения была посвящена активизации деятельности НАТО в Чёрноморском регионе. Участники пресс-конференции затронули тему недавних учений альянса, включавших так называемый «ракетный сюрприз» — переброску в Румынию и пробные пуски американских реактивных систем HIMARS.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг пообещал наращивать военное присутствие в регионе, мотивируя это усилением российской группировки в Крыму. Он также анонсировал консультации с министрами иностранных дел Украины и Грузии.
Коротченко отметил, что ни Украина, ни Грузия не обладают дееспособными военно-морскими силами. Их интерес для НАТО заключается исключительно в возможности временного размещения кораблей стран-членов альянса. Однако, согласно международным конвенциям, военные корабли нечерноморских государств могут находиться в акватории Чёрного моря не более 21 дня подряд, что ограничивает возможности постоянного присутствия.
«Особенность черноморского региона состоит в том, что на постоянной основе не черноморские страны могут не более 21 дня держать свои корабли там. Это эпизодически. Конечно, в определенной степени это представляет угрозу. С другой стороны, любой военный иностранный корабль в акватории Черного моря берется на сопровождение, отслеживается его передвижение, перемещение», — объяснил эксперт.
4. Готовность к сдерживанию
В заключение Игорь Коротченко заявил, что российские вооружённые силы, в частности силы Южного военного округа, готовы к любым сценариям и будут адекватно реагировать на усиление активности альянса.
«Эта ситуация постоянного взаимного сдерживания, игры в кошки-мышки. Мы к этому готовы, будем сдерживать наших визави», — резюмировал военный аналитик.