Анализ российского авторынка в январе 2023: лидеры, парадоксы и китайский вектор

Добрый день, уважаемые подписчики и читатели!

В рамках моей постоянной рубрики по анализу автомобильных продаж мы сегодня детально разберем ситуацию на российском рынке новых машин за первый месяц 2023 года — январь. Этот период всегда интересен, так как задает тон и показывает основные тренды после новогодних праздников.

Основным источником данных, как и прежде, служат официальные отчеты Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Однако здесь есть важный нюанс, который необходимо учитывать: компания Chery Automobile (включая бренды Chery, Exeed и Omoda) не раскрывает статистику продаж с мая 2022 года. Это означает, что общие цифры по рынку в отчете АЕБ занижены и не отражают полной картины. Напомню, что по итогам прошлого года Chery демонстрировала рост, что было редким явлением на фоне общего спада. Тем не менее, в сегодняшнем анализе мы будем опираться на доступные официальные данные [1].

1. Кто возглавил рейтинг брендов в январе?

Ситуация на отечественном авторынке остается переходной и во многом парадоксальной. Отрасль все еще преодолевает последствия серьезной турбулентности. Да, АВТОВАЗ смог возобновить работу, запустив выпуск упрощенных версий LADA Granta и Niva, однако потребительский спрос жаждет более современных и технологичных решений.

Важно подчеркнуть, что именно благодаря модели Granta завод смог сохранить рабочие места и продолжить деятельность. Фото kua1102

Ожидания связаны с планами по запуску обновленной LADA Vesta в 2023 году, а также с началом производства новых моделей LADA на мощностях бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге во второй половине года. Пока же рынок находится в состоянии ожидания, и топ-5 марок по продажам выглядит следующим образом:

  • LADA — 17 468 проданных автомобилей
  • Haval — 4 535 автомобилей
  • Geely — 3 501 автомобиль
  • ГАЗ — 1 816 автомобилей
  • KIA — 1 415 автомобилей

Возникает закономерный вопрос: почему Haval, имеющий локализованное производство в России и официально не покидавший рынок, продал лишь немногим больше, чем Geely, чьи автомобили импортируются? Это выглядит странно, особенно учитывая, что основная надежда Haval — кроссовер Jolion — не претерпел существенных изменений, а его цена выросла до уровня премиальных моделей докризисного периода.

Продажи корейских марок, таких как KIA и Hyundai, осуществляются, по сути, с остатков складов, так как эти производители фактически свернули свою деятельность в России. В будущем, если они решат вернуться, к ним должны быть применены жесткие санкционные меры, чтобы исключить повторение подобных сценариев.

2. Рейтинг самых продаваемых моделей

Здесь картина вполне предсказуема: лидируют те модели, производство которых не останавливалось. С огромным отрывом первое место занимает LADA Granta с результатом в 11 905 проданных машин. На втором месте — LADA Niva (4 950 единиц).

Среди китайских автомобилей наибольшей популярностью в январе пользовался компактный кроссовер Geely Coolray. Фото kua1102

Третью строчку занимает китайский компактный кроссовер Geely Coolray (1 865 шт.), а четвертую — его «конкурент» Haval Jolion (1 523 шт.).

Обратите внимание: Стратегия цифровой трансформации: зачем она нужна и можно ли обойтись без нее?.

Замыкает пятерку лидеров еще одна модель Geely — Atlas Pro (1 173 шт.).

3. Наступление китайских брендов

Тренд на укрепление позиций китайских автопроизводителей становится все очевиднее. Если проанализировать расширенный список 25 самых популярных моделей января, то 11 позиций в нем занимают автомобили из Китая. Помимо уже упомянутых Haval и Geely, в рейтинг вошли модели Changan и FAW. Сам факт присутствия FAW в топ-25 красноречиво демонстрирует глубину трансформации, которую переживает российский рынок.

4. Европейские бренды: островки на карте продаж

Ситуация с европейскими марками выглядит парадоксально: в январе еще фиксировались продажи таких моделей, как Volkswagen Polo (165 шт.) и Skoda Rapid (135 шт.). Однако на этом присутствие европейцев практически заканчивается. Общие продажи Volkswagen составили 257 автомобилей, Skoda — 269. Автомобили Renault в отчете не значатся вовсе. Премиальная Audi была продана в количестве 38 экземпляров.

5. Японский автопром: минимальное присутствие

Показатели японских марок настолько скромны, что о них даже неловко писать. Наибольший объем продаж показала Mazda — 137 автомобилей, из которых 124 пришлось на кроссовер CX-5 (23-е место в общем рейтинге моделей). Toyota продала 60 машин, Lexus — всего 5. А у Mitsubishi и вовсе зафиксирован нулевой результат. Недавно я посетил дилерский центр этой марки и видел автомобили 2021 года выпуска с ценами, приближающимися к 4 миллионам рублей. Покупать устаревший Outlander по такой цене — решение, лишенное всякой логики.

6. Новые российские бренды: первые шаги

Напомню, что компания «Соллерс Елабуга» была создана для производства легких коммерческих автомобилей под брендом Sollers (модели «Атлант» и «Арго»). В январе было реализовано 153 такие машины. Данные по продажам электромобилей нового бренда Evolute в отчете АЕБ не представлены.

7. Итоги и перспективы января

Делать далеко идущие выводы на основе январских продаж не стоит. Это традиционно спокойный месяц: после новогодних праздников потребительская активность снижена, а выбор новых автомобилей на рынке по-прежнему крайне ограничен. Главный вопрос, который задают себе многие потенциальные покупатели: стоит ли платить 2,5 миллиона рублей за тот же Haval Jolion в нынешних условиях?

С уважением, Юрий (kua1102)

Больше интересных статей здесь: Экономика.

Источник статьи: Наконец-то можно обсудить результаты первого месяца продаж новых автомобилей в России.