Рынок ДПО в России: спад объёмов при росте экономической привлекательности и будущем форуме в Казани

Исследование агентства «БизнесСтат» зафиксировало спад на отечественном рынке дополнительного профессионального образования (ДПО) в 2022 году. Объём рынка, измеряемый в академических часах, сократился на 3,8%, снизившись с 824 до 793 миллионов часов.

Несмотря на это количественное снижение, экономическая привлекательность сектора остаётся чрезвычайно высокой. По оценкам аналитиков, только сегмент онлайн-обучения в 2023 году приблизится к отметке в 100 миллиардов рублей, а общая ёмкость всего рынка ДПО оценивается примерно в 270 миллиардов рублей. Ключевым драйвером роста российского EdTech считается обучение для взрослых. Участники рынка уверены, что в 2023 году этот сегмент сохранит высокие темпы роста, характерные для предыдущего периода, и увеличится на 25-30% (в 2022 году рост составил около 26%).

1. Глобальный тренд на переобучение

Такая динамика полностью соответствует мировым тенденциям. Согласно докладу Всемирного экономического форума «Будущее профессий», опубликованному в мае 2023 года, к 2027 году шесть из десяти работников по всему миру будут нуждаться в переподготовке. Наиболее востребованными навыками будущего станут аналитическое и креативное мышление, а также способность решать комплексные задачи. Исследование также прогнозирует, что 27% сотрудников приобретут новые компетенции непосредственно на рабочем месте, 23% — через корпоративные учебные центры, а 16% — через стажировки, финансируемые работодателями.

В условиях масштабной цифровизации и внедрения искусственного интеллекта перед бизнесом всё острее встаёт вопрос о том, чему и как обучать персонал, чтобы инвестиции в развитие кадров приносили максимальную отдачу. Обсуждению этой темы будет посвящена специальная сессия «Инвестиции в людей: компетенции для новой реальности», которая пройдёт 20 июля в рамках V Федерального форума «Производительность 360» в Казани.

2. Траектория обучения в ваших руках

В ходе сессии эксперты планируют обсудить, какие именно вложения в человеческий капитал приносят наибольшую прибыль, а также определить ключевые навыки, необходимые руководителям и сотрудникам для повышения производительности и обеспечения опережающего развития компаний. Спикерами выступят руководители предприятий — участников национального проекта «Производительность труда», курируемого Первым заместителем Председателя Правительства РФ Андреем Белоусовым.

«Инвестиции в человеческий капитал критически важны для развития любого бизнеса. Современные рыночные условия, новые вызовы и внешние факторы формируют особые требования к таким вложениям. Необходимость непрерывного обучения и повышения квалификации становится всё более актуальной, а для многих компаний — обязательной», — подчеркивает Ирина Жук, модератор сессии, заместитель директора по обучению ФЦК и руководитель FCC Performance Academy.

По её словам, набор актуальных компетенций может кардинально меняться каждые два-три года, и сегодня на первый план выходит навык активного обучения — умение учиться самостоятельно. «Мы учимся на протяжении всей жизни: школа, техникум, вуз передают эстафету корпоративному обучению, электронным курсам, программам ДПО», — отмечает эксперт по обучению принципам бережливого производства.

3. Рекомендации ФЦК по эффективному обучению

«Для реального приобретения навыков большая часть обучения должна быть практикой. Именно решая конкретные задачи, человек усваивает 70% знаний, которые делают его эффективнее. Ещё 20% даёт обмен опытом: общение с наставниками и коллегами, изучение лучших практик, стажировки — всё, чему человек учится у других людей. А классические тренинги, онлайн-курсы и книги формируют лишь 10% базы, которая требует активного самостоятельного развития и постоянного закрепления на практике», — поясняет Ирина Жук.

Эффективное обучение всегда начинается с чёткой цели. Необходимо ответить на вопросы: для чего мне эти новые знания? Где я смогу их применить? Какой будет отдача от обучения? После определения цели важно выстроить индивидуальную образовательную траекторию, подобрав правильные источники знаний и экспертов. «В ФЦК мы, например, создали комплексную систему развития для внутренних тренеров. Она включает обучение, электронные курсы, методические рекомендации, списки литературы по каждой теме. В профессиональном сообществе тренеры могут консультироваться с коллегами, а в базе знаний — находить лучшие практики. Кроме того, у нас есть коммерческие программы, такие как пакет тренингов по оптимизации офисных процессов», — рассказывает заместитель гендиректора ФЦК. Для повышения эффективности самообучения она также рекомендует ежедневно выделять время в своём расписании на учёбу и поощрять себя за достигнутые успехи.

Обратите внимание: Развитие в 2021 году, российского парка танков.

Важно, чтобы саморазвитие стало устойчивой привычкой.

Способность к постоянному обучению — это краеугольный камень философии непрерывного совершенствования, одного из столпов бережливого производства. Создать культуру постоянного улучшения невозможно без знаний и мотивации сотрудников. Тренер, который обучает персонал, сам должен быть высококомпетентным, мотивированным и энергичным. «Бережливое обучение — это такое обучение в компании, которое не только экономит ресурсы, но и приносит значительную отдачу», — резюмирует Ирина Жук.

4. Инвестиции в образование: перспективы окупаемости

Эти принципы неоднократно подтверждались на практике в рамках национального проекта «Производительность труда». Генеральный директор АО «Холдинговая компания «Элинар» Игорь Куимов отмечает важность того, чтобы бережливые технологии стали для сотрудников и руководителей не просто инструментом, а образом мышления.

«Мы первыми среди сельхозпредприятий Московской области вошли в эту программу в 2021 году и, я уверен, останемся её участниками навсегда. Формируется особая команда, своего рода клуб единомышленников, ориентированных на высокую производительность, что позволяет даже небольшим вложениям давать значительный эффект», — говорит руководитель одного из ведущих аграрных предприятий России. По его словам, экономический эффект от проделанной работы превысил 200 миллионов рублей.

«То, что делает ФЦК, — это создание команды. Невозможно поднять производительность на отдельном участке без слаженной работы и вовлечённости всех сотрудников. Люди начинают совместно искать способы оптимизации, и в результате формируется сильная творческая команда», — подводит итог Игорь Куимов.

Об экономической эффективности внедрения принципов бережливого производства также рассказал Сергей Столяров, генеральный директор тепличного комбината «Черноземные овощи» (АПХ «ЭКО-Культура»). «Представители ФЦК ориентированы на результат и отлично вовлекают в процесс других. В итоге у нас сформировалась потрясающая команда, мы смогли повысить производительность сбора овощей на 30%», — отмечает он. Благодаря поддержке ФЦК компания за полтора года увеличила зарплату сотрудникам на 30%, стабильно привлекала новый персонал и достигала поставленных целей. Финансовый эффект оценивается в 120 миллионов рублей, не считая предотвращённых убытков из-за нехватки кадров.

5. Экспертиза бережливости расширяется

За время реализации нацпроекта ФЦК накопил значительный опыт в обучении персонала методам бережливого производства: за пять с половиной лет обучено около 100 тысяч сотрудников компаний и представителей региональных команд, подготовлено более 2700 внутренних тренеров и почти 800 инструкторов. Образовательные программы разнообразны и доступны в разных форматах. Сегодня FCC Productivity Academy предлагает широкий спектр инструментов: от уникальных «фабрик процессов» (производственных, офисных, логистических) до различных тренингов, лекций и мастер-классов. Особой популярностью пользуется программа «Обучение экспертов по бережливому производству».

Аудитория, изучающая эти методики, постоянно растёт. В 2023 году Ленинградская область стала пионером в интеграции инструментов «бережливости» в учебные программы учреждений среднего профессионального образования (СПО). Дисциплина «Основы бережливого производства» была разработана совместно с экспертами ФЦК. С начала года по новой программе уже обучились около 250 студентов Кировского политехнического и Волховского многопрофильного колледжей, а до конца года обучение завершат 400 человек.

«Мы подключились к нацпроекту ещё в 2020 году, разместив на нашей площадке региональную фабрику процессов. Позже пришло понимание, что для предприятий-участников можно готовить не только действующих, но и будущих сотрудников, которые с самого начала будут владеть методами бережливости. Так родилась идея обучать студентов этой культуре уже в рамках основной образовательной программы», — рассказывает директор Кировского политехнического колледжа Олег Горчаков. «Конечно, мы только набираемся опыта, но уже видим, что наши студенты приобретают бережливое мышление ещё в процессе учёбы, а это даёт им несомненное конкурентное преимущество», — добавляет он.

Ожидается, что около 80% выпускников таких программ будут трудоустроены в обрабатывающей промышленности и смогут сразу применять полученные знания для оптимизации процессов.

«Только в Ленинградской области в обрабатывающей промышленности занято 120 тысяч человек. Чтобы влиять на экономику региона, необходимо было расширять образовательную деятельность», — поясняет заместитель председателя правительства Ленинградской области Дмитрий Ялов.

На форуме «Производительность 360» эксперты предложат конкретные решения по стимулированию мотивации сотрудников к самообучению, а также обсудят меры для обеспечения устойчивого развития человеческого капитала в долгосрочной перспективе.

Форум «Производительность 360» организован Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральным центром компетенций при поддержке Правительства Республики Татарстан. Участие в мероприятии бесплатное. Гости форума смогут посетить тематические секции, пленарные заседания, Экспо-зону и выбрать для визита одно из ведущих предприятий Татарстана.

Как реклама

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Согласно исследованию российского агентства BusinesStat, в 2022 году объём отечественного рынка дополнительного профессионального образования снизился на 3,8% — с 824 млн до 793 млн академических часов.