Со второго полугодия 2021 года железнодорожные администрации Узбекистана и России («Узбекистон темир йуллари» и ОАО «РЖД») запускают регулярные экспресс-перевозки плодоовощной продукции. Грузы будут доставляться в рефрижераторных контейнерах, что обеспечит сохранность скоропортящихся товаров. Этот шаг знаменует возобновление практики скоростных поставок после 35-летнего перерыва.
1. Значение проекта для региона
Данное решение имеет стратегическое значение. Во-первых, это первый крупный проект после получения Узбекистаном статуса страны-наблюдателя в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Во-вторых, он закладывает основу для более широкой интеграции: в перспективе к перевозкам планируется подключить поставщиков из других стран Центральной Азии, таких как Казахстан и Кыргызстан, которые уже являются членами ЕАЭС.
2. Стимул для импортозамещения
Развитие этого транспортного коридора будет активно способствовать импортозамещению на рынке свежих овощей и фруктов в странах ЕАЭС, и особенно в России. Актуальность этой задачи подтверждается статистикой: доля импорта из «дальнего зарубежья» на российском рынке традиционных фруктов и овощей стабильно превышает 60%.
3. Достигнутые договоренности
Соглашение о запуске скоростных перевозок было достигнуто в апреле 2021 года на полях международной выставки «Иннопром» в Ташкенте. Министр транспорта Узбекистана Ильхом Махкамов подчеркнул, что такое сотрудничество откроет долгосрочные перспективы для наращивания экспортного потенциала республики, в первую очередь в секторе фруктов и овощей.
4. Российский рынок как ключевой
Важность российского направления для узбекских аграриев сложно переоценить. По итогам 2020 года Россия стала главным рынком сбыта плодоовощной продукции из Узбекистана с объемом поставок на 255,4 млн долларов. Ассортимент включает более 60 наименований, а рост поставок по сравнению с 2019 годом составил почти 60%. На Россию приходится более четверти всего узбекского экспорта овощей и фруктов, и в текущем году эта доля, как ожидается, превысит 30%.
5. Логистические и экономические преимущества
Организация перевозок маршрутно-контейнерными поездами (т.н. «большой скоростью») критически важна для минимизации потерь, так как свыше 90% перевозимой продукции является скоропортящейся. Рентабельность проекта также обеспечивается за счет решения логистических вопросов. Значительная часть пути проходит по территории третьих стран (в основном Казахстана и Туркменистана), и транзитные расходы составляют существенную часть стоимости доставки.
Однако этот вопрос был решен заблаговременно. По итогам переговоров Узбекистана с железнодорожными администрациями стран СНГ, Балтии и Ирана, Ташкенту были предоставлены скидки на транзитные тарифы в размере примерно 15% на 2021 год. Это удешевит перевозки и поможет сдержать рост розничных цен на данную продукцию в России, повысив её конкурентоспособность.
6. Перспективы для всего региона
Предоставленные скидки также создают условия для формирования общерегиональных рефрижераторных экспресс-поездов. В их состав смогут рентабельно включать продукцию и из других стран Центральной Азии, лежащих на пути следования. Это отвечает интересам всего региона ЕАЭС. Например, Кыргызстан уже поставляет в Россию почти 90% экспортируемой черешни и ещё большие объемы абрикосов и слив, и эти поставки могут вырасти на треть при условии надежной логистики.
7. Контекст торговой политики
Запуск проекта совпал по времени с инициативой Ассоциации садоводов России, предложившей весной 2021 года исключить многие виды фруктов из режима беспошлинного импорта для ряда развивающихся стран. Это решение, которое должно быть принято до июля 2021 года, направлено на стимулирование собственного производства в РФ и развитие взаимной торговли внутри ЕАЭС. Таким образом, сокращение льгот для поставщиков из «дальнего зарубежья» может создать дополнительные преимущества для центральноазиатских производителей, включая Узбекистан.
В целом, проект регулярных высокоскоростных поставок узбекской плодоовощной продукции в Россию полностью соответствует экономическим интересам региона ЕАЭС. Он способствует продовольственной безопасности, развитию импортозамещения и служит практическим шагом на пути к сближению экономик стран Союза и Узбекистана.
Оригинал статьи размещен здесь
Больше интересных статей здесь: Экономика.
Источник статьи: Фрукты и овощи Узбекистана в Россию рефрижераторами и на большой скорости.