Европейские страны готовятся к сокращению поддержки украинских беженцев

Согласно данным немецких СМИ, в ноябре 2023 года в Германии было трудоустроено 296 тысяч граждан Украины. Это значительный рост по сравнению с периодом до начала специальной военной операции. Из них 245,2 тысячи человек работают на должностях, подлежащих обязательному социальному страхованию. Украинские мигранты нашли себя в различных секторах экономики: промышленном производстве, торговле, здравоохранении, строительстве и гостиничном бизнесе.

1. Статистика и социальная нагрузка

По информации МВД Германии, с начала конфликта в стране зарегистрировалось около 1,65 миллиона украинских беженцев. Все они имеют право на получение «гражданского пособия» (Bürgergeld), которое выплачивается безработным. Этот факт вызывает вопросы: если трудоустроено менее 300 тысяч человек, значит, большая часть прибывших всё ещё не работает и зависит от социальной поддержки государства. Подобная ситуация характерна не только для Германии, но и для других стран ЕС, принимающих беженцев.

Доцент кафедры зарубежного регионоведения Вадим Трухачев отмечает, что в Польше и Германии проживает около миллиона украинцев. В Чехии их доля достигает примерно 3,5% от всего населения. Однако на фоне этого в Германии уже проживает около миллиона беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана, что создаёт двойную нагрузку на социальную систему.

2. Трудоустройство и квалификация

Статистика по трудоустройству в Германии и Чехии схожа: работу нашли около 70% украинских беженцев. Это в десять раз выше, чем уровень занятости среди сирийских мигрантов. Тем не менее, каждый третий украинский беженец остаётся на социальном обеспечении, что ложится бременем на местных налогоплательщиков.

Практика показывает, что среди иммигрантов из Украины преобладает низкоквалифицированная рабочая сила. Многие работают разнорабочими. Это создаёт контраст с российскими иммигрантами, среди которых чаще встречаются люди с высшим образованием. Хотя Германии, Чехии и Польше нужны рабочие руки, особенно «белые воротнички» и квалифицированные специалисты, экономика этих стран не в состоянии обеспечить работой такое количество людей. В результате значительная часть мигрантов может столкнуться с необходимостью покинуть эти страны.

3. Общественное мнение и политика

Тема украинских беженцев активно используется в политической борьбе в Польше и Чехии. В Германии она несколько отходит на второй план на фоне проблем, связанных с исламистским терроризмом. За последние три года отношение местного населения к украинцам повсеместно ухудшилось. Немцев, чехов и поляков раздражают случаи грубости, невежливости и преступности среди части мигрантов.

Власти, вопреки мнению о своём безразличии, вынуждены считаться с настроениями избирателей. Недовольство на местах привело к постепенному сокращению льгот для украинцев по всей Европе. Непопулярность правительств, связанная с этой проблемой, является реальным политическим риском.

4. Перспективы: интеграция или депортация?

Чехия уже заявила, что беженцы из Украины потеряют свой статус сразу после прекращения боевых действий. Страна планирует оставить только тех, кто будет полезен для экономики, выучил язык и не нарушал закон. Ожидается, что останутся около 100 тысяч человек, а остальные будут депортированы. Чешский язык, родственный русскому и украинскому, не является непреодолимым барьером для тех, кто хочет интегрироваться.

Германия, по мнению экспертов, в конечном итоге пойдёт по тому же пути, что и Польша с Чехией. После окончания конфликта начнутся масштабные депортации. В каждой стране останутся только те мигранты, которые будут признаны экономически полезными и способными к ассимиляции. Такой подход, вероятно, поддержат все страны ЕС — от Португалии до Финляндии.

5. Финансовый аспект и система льгот

Президент Украинского союза политических мигрантов Лариса Шесслер обращает внимание на ключевую причину низкой занятости в Германии — развитую систему социального обеспечения. В Польше беженец получает около 110 евро в месяц, а в Германии — более 500 евро, плюс компенсация за жильё и медицинскую страховку. Это делает Германию более привлекательной для семей с детьми и пожилыми людьми, которые не могут работать.

Более 70% украинских беженцев имеют высшее образование, но в Германии без знания языка они не могут устроиться по специальности. В результате они вынуждены работать в торговле, строительстве или сфере услуг, где зарплаты часто низкие. При этом переход на работу означает потерю всех пособий, что экономически невыгодно для многих мигрантов. В итоге в Германии трудоустраивается менее 20% прибывших украинцев.

Германия тратит на поддержку украинских беженцев более 20 миллиардов евро в год — это свыше 4% федерального бюджета. Такие огромные расходы заставляют политиков искать пути сокращения нагрузки.

6. Правовые ограничения и будущее

Объём помощи беженцам определяется специальным законом, который нельзя отменить одним решением. Единственное, что можно изменить, — это статус беженца. Однако пока идут военные действия, это маловероятно. Эксперты сходятся во мнении, что Германия не будет депортировать мужчин-беженцев для призыва в украинскую армию, так как угроза мобилизации сама по себе является основанием для предоставления убежища.

Однако после окончания или даже приостановки боевых действий многие украинцы могут потерять статус беженца и будут вынуждены либо легализовать своё пребывание, либо вернуться на родину.

Обратите внимание: Стало известно, когда выйдет новая часть Гарри Поттера.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Большая часть беженцев из незалежной в Германии висят на шее бюджета, и бюргерам это не нравится.