Власти могут, но не хотят решать проблему электросамокатов и велосипедов в городах

Электросамокаты, мотоциклы и моноколёса превратились в опасные игрушки на тротуарах, создавая угрозу для пешеходов. Несмотря на серию демонстративных акций, власти не стремятся к кардинальным изменениям. Позиция чиновников сводится к простой логике: если лично их СИМ-транспорт не беспокоит и на него не жалуются высокие гости, то пусть ездят где хотят.

1. Рейды против курьеров: видимость борьбы

Власти городов начали проводить рейды по задержанию курьеров на электровелосипедах, нарушающих ПДД. Сотрудники ГИБДД, по словам очевидцев, вылавливали нарушителей партиями. И это верно — кто видел курьера, едущего с разрешённой скоростью 25 км/ч? Таких практически нет.

«В первую очередь инспекторы обращают внимание на скорость движения, которая не должна превышать 25 км/ч, и на мощность мотор-колеса. Если транспортное средство классифицируется как мопед, требующий прав категории «М», а у курьера их нет, велосипед отправляют на штрафстоянку для проверки», — поясняют в ведомстве.

Чтобы вернуть свой транспорт, курьеру придётся оплатить эвакуацию, хранение и, возможно, штраф. «Проверка длится две-три недели, и накопленные платежи могут превысить стоимость самого велосипеда. Если он не соответствует нормам, забирать его может быть просто невыгодно», — отмечает председатель Ассоциации курьерских служб Московской области Александр Митюков.

2. Правовая неразбериха и «серые» схемы

Согласно правилам, электровелосипед с двигателем до 250 Вт (скорость до 25 км/ч) может ездить по тротуару. Мощность от 250 Вт до 4 кВт (скорость до 50 км/ч) требует прав категории «М», а от 4 кВт до 11 кВт (до 90 км/ч) — категории «А1». Свыше 11 кВт нужна полная категория «А».

Проблема в том, что 99% курьеров и многих обычных пользователей СИМ не имеют водительских прав. Теоретически существуют модели мощностью до 250 Вт, но на практике их почти нет.

Даже если законопослушный гражданин захочет оформить права категории «М», он столкнётся с трудностями: в ГИБДД нет электромотоциклов для экзамена, а навыки управления бензиновым и электрическим транспортом сильно различаются.

Купить электровелосипед сегодня не проблема. На рынке много дешёвых сборок из низкокачественных компонентов: дешёвое колесо, аккумулятор, а о тормозах часто и не думают. Многочисленные студии и AliExpress предлагают такие решения.

Более того, продавцы открыто предлагают «выжать» из мотора любую мощность, указывая в документах скромные 240 Вт. Надпись «240 Вт» наносится заводом-изготовителем, что создаёт видимость законности. Китайские производители уже адаптируют продукцию под российские реалии.

Обратите внимание: НАТО тщетно пытается найти минусы в защите российских С-400.

В условиях правового вакуума и отсутствия чётких экспертиз доказать «дополнительную» мощность практически невозможно. Юристы не оспаривают выводы ГИБДД.

3. Имитация деятельности и двойные стандарты

Власти активно создают видимость борьбы за порядок, но по факту мало что меняется. Под удар попадают в основном курьеры-мигранты, в то время как российские граждане остаются в безопасности. Это знают все, поэтому никто не боится. Конфискация сотен велосипедов у «новичков» даже рассматривается как положительный момент: они зарабатывают достаточно, чтобы купить новый.

«Нужно просто запретить движение любого транспорта по тротуарам — мотоциклов, велосипедов и так далее. Опыт Европы и Китая показывает, что это решит проблему автоматически», — считает эксперт по безопасности дорожного движения Константин Крохмар.

Решение кажется простым, но чиновникам оно невыгодно. Упрощение правил требует отчётности перед обществом, а отношение людей к власти, особенно среди молодёжи, стало размытым. Никто не хочет создавать себе проблемы.

Вопрос безопасности пешеходов пытаются решить разовыми акциями и бесконечными дискуссиями в Госдуме. Чиновники сами редко ходят пешком, а когда оказываются среди людей, действуют «по понятиям», а не по закону.

4. Спонтанные меры и избирательная безопасность

Летом 2024 года недалеко от площади Тургенева в Москве автор наблюдал, как охранники государственного учреждения преследовали «мотоциклистов» на тротуаре, заставляя их выезжать на проезжую часть или вести транспорт рядом. Оказалось, что это была спонтанная акция сотрудников службы безопасности, возможно, по приказу начальства, чтобы обеспечить безопасность у здания.

Этот случай показывает избирательный подход: чиновники готовы перекрыть полгорода для кортежа, но не думают о безопасности всех граждан. Обеспечение порядка становится показным, а реальные проблемы остаются нерешёнными.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Решить проблему СИМ в российских городах власти могут, но не хотят.