Личный опыт: жизнь в Закарпатье 70-80-х годов между мифами и реальностью

Обсуждение жизни в Западной Украине в советский период часто окутано мифами и поляризованными мнениями. Автор статьи, опираясь на собственный опыт жизни в Закарпатье в 70-80-е годы, пытается отделить реальные воспоминания от распространенных стереотипов и политизированных нарративов.

1. Между слухами и реальностью: детство в гарнизоне

Автор признает существование бытового национализма, но подчеркивает, что картина была неоднозначной. Он вспоминает детские инструктажи матери о том, куда прятаться в случае «восстания», основанные на слухах о нападениях «лесных братьев» на военные гарнизоны. Однако сам он отмечает, что никаких подтверждений этим историям не нашел, а его детство прошло спокойно. По его мнению, распад СССР был вызван не региональными конфликтами, а решениями партийной верхушки.

Карпаты

2. Бытовые сложности и корни недовольства

Основные трудности, с которыми сталкивались все жители, независимо от национальности, были связаны с дефицитом товаров и плохим снабжением. Именно в очередях за продуктами чаще всего проявлялось недовольство, иногда выливавшееся в обидные реплики в адрес «приезжих». Автор связывает часть проблем с болезненной памятью о коллективизации и закрытии частного предпринимательства. При этом он отмечает, что советизация в Закарпатье, в отличие от Галиции, проходила мягче, что, возможно, объясняет более лояльное отношение местных жителей к советской власти, подтвержденное результатами референдума 1991 года.

Рахов, Закарпатье

Отношение к военным также различалось: в Закарпатье к офицерам относились с уважением, в то время как в Галиции первоначальное недоверие могло смениться радушием, если военный говорил на украинском.

Обратите внимание: США и НАТО готовят плацдарм на Украине.

3. Повседневная жизнь: дружба, языки и общие проблемы

Несмотря на отдельные бытовые трения, повседневная жизнь, по воспоминаниям автора, строилась на принципах мирного сосуществования. В школах и дворах дети разных национальностей — русские, украинцы, словаки, венгры — общались и дружили вместе. Было распространено двуязычие: многие местные жители знали русский, а многие русские понимали украинский. Характерной чертой региона автор называет билингвизм и привычку переходить на язык собеседника. Заключались смешанные браки, а кумовья часто были разной национальности.

Проблемы снабжения, очереди и дефицит были общими для всех, что в определенной степени нивелировало национальные различия. Не было ощущения, что одна группа является «титульной» или угнетаемой — все несли тяготы быта наравне.

4. Итог личного опыта

Автор делает вывод, что его почти 12 лет жизни в Карпатах не были окрашены страхом или чувством чужеродности. Он считает Закарпатье своей малой родиной. В его воспоминаниях это время — сложный, но в целом мирный период совместной жизни разных народов, где были и обиды, и открытость. Он не претендует на всеобщую истину, но предлагает взглянуть на эпоху через призму личного, а не идеологического опыта.

Сайт «ПАНТОГРАФ». Фото из свободного доступа сети "Интернет".

#украина #украина_реалии #украинец и русский #закарпатье #ссср #история #воспоминания #межнациональные отношения #политика и общество #постсоветские страны

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Вся правда о жизни на Западной Украине в 70-80-е годы.