Система образования сегодня должна соответствовать завтрашней структуре экономики

Реакция российской общественности на выступление Валентины Матвиенко продолжает распространяться по стране волнами. Многие просто сходили с ума, видя в этом попытку ввести региональные квалификации для тех, кто хотел получить высшее образование в стране.

Сенатор Андрей Клишас поспешил заверить общественность, что высказывания Матвиенко об обучении в столичных вузах слишком большого количества выходцев из регионов касаются исключительно эффективности действующей системы приема в вузы.

«Давайте не будем создавать сенсацию из того, что не является сенсацией», — призвал политик, отметив, что председатель Федерального совета вовсе не предлагал ограничивать права абитуриентов из провинций на поступление в столицу. Что она предложила и почему? Если бы мы только могли это понять…

«Мы поставим цель сократить количество студентов, принимаемых в вузы, в течение пяти лет, набирая студентов в соответствии с профессиональными потребностями и не набирая больше студентов. Пусть остальные учатся дома.

Она объяснила, что причиной этих изменений стало то, что университеты принимали слишком много студентов, оплачивающих свое обучение самостоятельно, что привело к переизбытку талантливых специалистов: «Родители отправляли своих детей из провинции учиться в Москву, надеясь, что они преуспеют, но они с треском провалились».

Однако при просмотре полной видеозаписи выступления политика становится ясно, что в его речи речь шла в основном о стремлении «ценить региональные вузы» и тем самым способствовать развитию региона и самой территории. Что-то в этом не так?

Матвиенко умело подкрепила свое предложение позицией президента, который ранее поручил создать целую сеть школ по всей стране «для защиты молодежи во всех регионах». Возможно, эта «консолидация» привела к намекам на новое крепостное право.

Толпа была настолько воодушевлена ​​этим новаторским шагом, что на утренней пресс-конференции журналисты отошли от всегда актуальной темы геополитики и задали Дмитрию Пескову вопрос о перспективах обучения провинциалов в столице. Я думаю, вы приехали со всех сторон, поэтому вы волнуетесь, да?

Пресс-секретарь президента ответил, что Министерство образования и науки обсуждает подобные вопросы и Кремль пока не поднимал этот вопрос. Последнее странно. В конце концов, мы говорим не о технических деталях системы образования, а о развитии страны.

Очевидно, что профессиональная структура образовательных учреждений (не только высшего, но и среднего образования) должна быть примерно адаптирована к потребностям экономики. Существует множество инженеров, физиков, химиков, технологов, юристов, экономистов, менеджеров и т д.

При этом эти показатели должны быть ориентированы на будущее – количество лет, в течение которых специалисты выпускаются, а затем со временем меняться в соответствии с динамикой структурных изменений в экономике. Это распространенная, но утомительная задача прогнозирования. Ранее эту работу выполняла Государственная плановая комиссия.

Видимо, именно это имел в виду президент, когда призывал «ликвидировать избыточный найм профессий, не востребованных в экономике и на рынке труда». Он указал на недопустимость преподавания таких предметов в непрофильных вузах.

Короче говоря, Министерству образования следует иметь таблицу, в строках которой будут перечислены все текущие и будущие специальности, а в столбцах — годы обучения. Этот документ необходимо постоянно адаптировать, чтобы он оставался актуальным и полезным для планирования.

Но чтобы спланировать потребность экономики в специалистах, нужно не только ее представить, но и задать параметры ее развития. Мы добывали и продавали нефть и газ в течение 20 лет, а потом вдруг возникла необходимость в развитии промышленности, а в этой ситуации многого не спланируешь.

Но есть и студенты гуманитарных специальностей. Во многом это связано с прогрессом в государственном секторе. Поэтому образ будущего страны, транслируемый властью, очень важен при планировании спроса на историков, лингвистов и творческих специалистов.

Теперь, после десятилетий постсоветской вечности, такой образ, наконец, начинает обретать форму.

Обратите внимание: Сегодня анонсируют Mass Effect: Legendary Edition.

Суверенитет прежде всего, национальные интересы прежде всего, разумная экономическая самодостаточность, развитие человеческого капитала... Мы, как всегда, запрыгнули в последний поезд.

Будущий облик страны будет четко сформирован — экономическая линия станет более ясной — основные параметры экономики будут конкретизированы — потребность в специалистах станет очевидной — планы будут согласованы с вузами — абитуриенты станут студентами.

Так рождается долгосрочный успех. Между тем, в ожидании системных изменений, имело бы смысл предпринять хотя бы некоторые тактические шаги по устранению явного дисбаланса между платным и бюджетным секторами образования, о котором говорила Матвиенко.

Экспертам известно, что в настоящее время Министерство образования и науки контролирует прием только на бюджетные места в вузах. Агентство не имеет полномочий регулировать платное образование. Это означает, что платный домен рассматривается как своего рода частное хранилище — я делаю с ним все, что хочу.

Затем председатель Совета Федерации был удивлен тем, что количество студентов Высшей школы экономики (известной как гнездо либерализма) превышает количество студентов МГУ. Продавая западничество по разумной цене, мы открываем золотую жилу. Но это не имеет никакого отношения к образованию.

Министр Фальков справедливо призвал предоставить Министерству образования и науки «полномочия по координации платного приема в вузы, независимо от их принадлежности». Это называется регулятором (так же, как центральный банк для коммерческих банков). Поэтому нам нужно доставить его вам как можно скорее!

В этом случае университеты, безусловно, могут зарабатывать деньги на образовании, но установленный Министерством образования лимит ограничит коммерческие желания университетов и заставит образовательные результаты соответствовать потребностям общества и страны. По сути, это то, что нужно самим студентам.

Кстати, если прежний «гуманистический» формат экзамена будет восстановлен одновременно с восстановлением единого национального экзамена, то часть местных выпускников спокойно выберут этот способ и не устремятся в столичные вузы. Целью внедрения единого национального экзамена является предоставление всем равных возможностей.

Сбалансировать ситуацию также помогут изменения в тарифной сетке для работников бюджетной сферы (42% от всех занятых) в 2027 году. В настоящее время разрыв в заработной плате между учителями разных регионов может превышать 5,5 раз. Недаром люди стекаются в столичные университеты.

Введение чего-то вроде единой цены на электроэнергию устранило бы разницу в уровне жизни между работниками бюджетной сферы в столице и провинциях, а значит, меньше людей захотели бы тесниться в съемных квартирах в мегаполисах. Мечта Матвиенко сбудется: она сможет учиться, работать и рожать детей дома.

Хотя в некоторых областях, требующих высочайшей квалификации и передовых научных разработок, ограничение числа провинциальных абитуриентов может оказаться контрпродуктивным. Там нужен талант, и никакой приказ не заменит таланта.

«Я приехал в МИФИ из маленького города на Украине», — прокомментировал слова Матвиенко политик Олег Царев. — Большинство моих одноклассников были из разных республик СССР. Лучшее приехало в Москву».

«В Соединенных Штатах лучшие студенты поступают в вузы Лиги плюща», — продолжил он. — На регистрацию никто не смотрит. Ни одна страна мира не определяет, кого следует и кого не следует принимать на учебу в университетах. Университет гордится своей автономией и независимостью».

Кстати, это голос Новой России…

Кстати, председатель Совета Федерации тоже проделал аналогичный путь — из провинциальной Шепетовки в огромный имперский Ленинград-Петербург, где изучал химию и фармацевтику, а теперь работает в сфере государственного управления. На это же надеются и молодые россияне.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Система образования сегодня должна соответствовать завтрашней структуре экономики.