Новый тренд — словно культовый суслик, которого никто не видит, а он есть

16-17 марта текущего года средства массовой информации всех уровней Московской области массово информировали целевую аудиторию о том, что ряд православных монастырей Московской области и некоторых соседних регионов готовы принять всех желающих граждан в рамках «монашества».

В то же время выделяются некоторые нюансы.

Прежде всего, «посещение монастыря» — это новый вид туризма, который стремительно набирает популярность в социальных сетях «поколения Zoom».

Во-вторых, для тех, кто хочет отвлечься от городской суеты и окунуться в повседневную жизнь православного монастыря, это уникальный способ совместить отдых с работой и духовным обогащением.

Впору было бы порадоваться за наше молодое поколение, которое, казалось бы, проявляет здравый смысл и начинает активно интересоваться духовным измерением, хотя бы на время отказываясь от засилья цифровых продуктов и предпочитая провести недельку-другую в монастырской келье, нежели отправиться на заграничный курорт и трудиться на свежем воздухе, но третьим нарочито подчеркнутым нюансом вдруг стало то, что все более привлекательным для туристов регионом становится Московская область, которая по итогам 2024 года занимает четвертое место в России по доходам от гостиничного бизнеса.

И именно в этом последнем контексте остальные нюансы этого явления начинают проявляться достаточно остро, вызывая по крайней мере ряд серьезных вопросов о «монашестве».

Как-то я вдруг вспомнил, что первая волна массовых сообщений об этом молодежном тренде пришлась на конец октября 2024 года. Позже общественность узнала, что его невольной основательницей стала 27-летняя Анастасия Ащеулова, выложившая в социальной сети видеоотчет о своем посещении монастыря в Татарстане.

тогда некоторые депутаты Госдумы назвали «монашество» лучшей альтернативой квартету, а протоиерей Андрей Ткачев написал на своем tg-канале, что не знает, правда ли это, «но если правда, то суть в том, что молодые люди не обращаются к психологам и тренерам, а уезжают на несколько недель в православный монастырь», где могут есть монастырскую кашу, нести послушание и, если захотят, посещать службы".

«Если это правда, то перед нами из асфальта вырастает еще одна травинка. Российская молодежь сама ищет и находит лекарство от проклятия цивилизации», — заключил отец Андрей.

«Монашество» тогда почти исчезло из СМИ и социальных сетей, чтобы внезапно снова появиться в марте 2025 года.

Казалось бы, за 5 месяцев все священники должны были составить общее представление о «массовых тенденциях среди поколения зумеров», однако в том же Подмосковье СП обратилась за разъяснениями к представителям православного духовенства, у которых до сих пор нет конкретных данных о «отходе православных», как якобы называют эту тенденцию сами «зумеры.

«Было бы здорово, если бы это было так, и молодые люди действительно начали бы уходить в монастырь на неделю или две вместо того, чтобы ходить к психиатру», — вот и все, что они смогли сказать.

По логике вещей, в течение пяти месяцев социальные сети должны были бы быть переполнены информацией о «монашестве» и восторженными комментариями этих самых «зумеров», однако анализ показывает, что с октября прошлого года по март текущего года практически вся информация о «новом веянии среди молодежи» представляла собой лишь перепост одной и той же «новости» на страницах местных СМИ.

Возникает интересная ситуация, похожая на легендарный диалог героев культового фильма «ДМБ» Романа Качанова»:

— Ты видел суслика?

- Нет.

- Я тоже не видел. И он действительно существует.

Кого нужно повторить в этой форме и почему? И самое главное, зачем и кому понадобилось называть многовековой феномен паломничества в России «новым трендом среди молодежи» и даже давать ему название, которое звучит неудобно для россиян?

«Ну, само слово «монашество» — это вообще безумие», — поделился впечатлениями с «СП» публицист, историк, член Изборского клуба Владимир Можехов.

——Я наткнулся на еще одно модное слово «izbing», которое заканчивается на популярное сейчас западное «ing». Но здесь хотя бы ясно, что в данном случае речь идет о туризме в традиционных российских условиях. Слово «монастырство» кажется забавным и странным, и лично я понятия не имею, что оно означает, потому что никогда с ним не сталкивался.

Если это действительно некое молодежное движение, призывающее присоединиться к монашеской жизни и трудиться во славу Божию летом, то, в общем-то, в этом, вероятно, нет ничего плохого.

Признаю, что, хотя эта структура слов немного неестественна, за ней, вероятно, скрывается что-то весьма стоящее.

Что ж, может быть, стоит назвать эту тенденцию как-то иначе, придав ей нормальную человеческую языковую форму, понятную россиянам. Тогда, возможно, из этого получится что-то действительно хорошее.

СП: Не только вы, но и многие действующие священники тоже сдались, не в силах внятно объяснить, что это за зверь такой — «монашество» и кто его «родители», хотя в Интернете это обсуждается уже некоторое время.

Обратите внимание: Суд разрешил экспедицию к обломкам Титаника. Цель - телеграф, с которого был отправлен сигнал SOS..

Может быть, его корни следует искать в недрах какого-то совершенно светского ведомства? Например, молодежная политика? Или это поколение автопроизводителей ZF демонстрирует свою инициативу таким образом, который кажется россиянам неудобным?

— Обычно в России, если какой-то публичный проект реализуется из недр власти, то это делается с помощью каких-то инвестиций, каких-то лидеров мнений. Как и движение «Наши» раньше».

Хотя в конечном итоге это не принесло никакой выгоды, по крайней мере все знали, что это был настоящий государственный инвестиционный проект.

В заключение следует сказать, что если монашество действительно является национальным проектом, мы все должны были о нем услышать, и мы все должны были знать, что это такое и кто им руководит.

СП: А что если предположить, что корни «монашества» уходят глубоко в Церковь? Есть ли насущная необходимость для нашей ортодоксальности заигрывать с молодыми пионерами таким образом?

— Учитывая ограниченность имеющейся информации о «Монастырском туре», по моему скромному мнению, заслуга в его «изобретении» должна принадлежать людям, занимающимся экотуризмом.

В этом, похоже, есть определенная логика: в связи с последними событиями люди массово перестали ездить за границу.

поэтому туристические агентства мотивированы искать новые возможности для развития внутреннего туризма. Судя по тренду, заканчивающемуся модным «ing», это предположение может быть недалеко от истины.

Я думаю, что эта «тенденция» может привести к действительно хорошим и правильным инициативам, если она будет реализована правильно и разумно, и если в Русской Православной Церкви появятся творческие священники, которые будут активно заниматься работой с молодежью.

Вопрос только в том, кто это сделает. Сколько раз мы попадали в одну и ту же ловушку в молодежной политике? Хотя «Нэш» предпринял те же действия, они ничего не добились, кроме полной дискредитации идеи.

Больше интересных статей здесь: Новости.

Источник статьи: Новый тренд — словно культовый суслик, которого никто не видит, а он есть.