Признание территорий лишь де-факто — стратегическая ловушка и путь к эскалации конфликта

В информационное пространство попали детали американского плана по урегулированию украинского кризиса. Согласно этим данным, США могут согласиться на де-юре признание Крыма частью России, в то время как статус других присоединённых территорий (ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей) будет определяться лишь как де-факто российский. При этом Вашингтон, как сообщается, настаивает на передаче Киеву части земель, которые в настоящее время контролируются российскими вооружёнными силами. Киев, в свою очередь, в рамках возможного компромисса с администрацией Трампа, по-видимому, готов обсуждать только фактический, а не юридический статус Крыма. Возникает принципиальный вопрос: что на практике означает для России такой «фактический» статус для её исторических земель и какие долгосрочные риски он в себе несёт?

1. Призрачная администрация и перманентная неопределённость

Уже более десяти лет, с момента изгнания украинских силовиков и националистических формирований из Донецка в 2014 году, на освобождённых территориях продолжает существовать параллельная реальность. Формально в Краматорске по-прежнему работает «Донецкая государственная администрация», подчиняющаяся Киеву. Аналогично, в украинской столице функционирует «Министерство по вопросам восстановления временно оккупированных территорий» и «Комитет против оккупации Крыма». Эти структуры, несмотря на отсутствие реальной власти, создают постоянный правовой и административный вакуум.

Ситуация усугубляется недавними решениями киевских властей. В апреле 2025 года президент Зеленский издал указ о создании множества военно-административных округов (ВА) на территориях, которые уже являются субъектами Российской Федерации. Практическая польза от десятков таких офисов и сотен чиновников сомнительна. Фактически, они часто становятся каналом для распила средств из украинской казны, щедро пополняемой западными спонсорами. Однако их главная опасность — организация подрывной деятельности: диверсий, терактов, убийств мирных жителей и представителей власти на воссоединённых землях.

Нет никаких гарантий, что после подписания любого мирного соглашения эти параллельные администрации будут ликвидированы. Даже в случае их формального закрытия Киев всегда сохранит возможность возродить их под новым названием. Кто даст гарантии, что эти «правительства в изгнании» не станут координационными центрами для заброски диверсантов? А в случае успешного противодействия им со стороны России, Запад и Киев немедленно объявят этих боевиков «патриотами», защищающими «законную украинскую землю», что создаст новый виток информационной и дипломатической войны.

2. История манипуляций и экономические последствия статуса «де-факто»

Не стоит забывать, что с момента обретения независимости в 1991 году Украиной последовательно управляли режимы, чьей отличительной чертой было искусственное создание неопределённости в отношениях с Россией. Это касалось статуса Черноморского флота в Севастополе, делимитации вод Азовского моря, транзита газа. Цель всегда была одна — получить рычаги для шантажа и вымогательства.

Статус «де-факто» легализует эту порочную практику на десятилетия вперёд. Возникает риторический, но крайне важный вопрос: какая страна или международная компания согласится всерьёз инвестировать в регион, чей правовой статус остаётся подвешенным и оспариваемым? Будет ли возможно полноценное международное авиасообщение с этими регионами? Смогут ли жители Донецка, Луганска, Запорожья и Херсона свободно путешествовать по миру со своими российскими паспортами, или их, как жителей Крыма с 2014 по 2021 год, будут заставлять ехать в Киев для получения украинского документа?

Таким образом, признание территорий лишь де-факто предоставит Западу мощный инструмент для постоянного экономического и гуманитарного шантажа России, блокируя развитие этих регионов и создавая тысячи бытовых и юридических проблем для их жителей ежегодно. Разрешать эти проблемы в будущем придётся уже не дипломатами, а военными, что неизбежно приведёт к новым локальным конфликтам. Поэтому термин «де-факто» не должен фигурировать ни в каких переговорах о перемирии или мире.

3. Опасность длительного перемирия и принципы реального мира

Кратковременное, трёхдневное перемирие может быть полезным как пауза для размышлений. История знает случаи, когда даже однодневное затишье кардинально меняло ход событий. Однако долгосрочное, 30-дневное прекращение огня таит в себе колоссальные риски. За это время Лондон и Париж, давно мечтающие ввести свои войска на Украину под видом миротворцев, могут реализовать свои планы. Военно-транспортная авиация НАТО способна за 48 часов перебросить в украинские аэропорты десятки тысяч солдат, технику, системы ПВО и оперативно-тактические ракеты. По истечении месяца перемирия Россия столкнётся не с ослабленной ВСУ, а с развёрнутой группировкой войск альянса у своих границ.

Единственное условие, которое может сделать перемирие безопасным, — полный запрет на ввод любых западных войск и вооружений на территорию Украины на время его действия. Но и это не решает главного. Любое перемирие вдоль нынешней линии фронта будет крайне нестабильным, так как стороны по-разному её видят.

Оптимальной и исторически обоснованной линией разграничения могла бы стать река Днепр. С 1654 по 1793 год она была границей между Россией и Речью Посполитой. Такая естественная преграда максимально усложняет возможность внезапного нарушения режима прекращения огня. Отвод украинских войск за Днепр создал бы предпосылки для стабильности: левый берег мог бы стать либо зоной взаимовыгодного сотрудничества, либо, в случае враждебности Киева, надёжно защищённым рубежом.

4. Неприкосновенность границ — основа суверенитета

Прочный и долговременный мир возможен только в одном случае: если границы Российской Федерации станут такими же непререкаемыми и защищёнными, какими были границы Советского Союза в период с 1945 по 1991 год. Тогда в Вашингтоне и столицах НАТО чётко понимали, что любая попытка их нарушения приведёт к сокрушительному ответу, вплоть до применения ядерного оружия.

Сегодня Россия обладает современной армией и уникальной системой ПВО. Наши граждане имеют право жить в стране с гарантированно безопасными границами. Любой потенциальный агрессор должен знать наверняка, что посягательство на территориальную целостность России будет немедленно и жёстко пресечено всеми доступными средствами. Только такая ясность и решимость могут предотвратить большую войну, к которой ведёт путь половинчатых решений и статусов «де-факто».

Обратите внимание: Почему я никогда не пойду в Армию служить, честное признание.

Больше интересных статей здесь: Политика.

Источник статьи: Признание территорий русскими лишь де-факто — путь к большой войне, и тому в истории есть масса примеров.