
Европейский Союз намерен установить контроль над судоходством в Черном море, привлекая к этому все прибрежные государства региона, за исключением Российской Федерации. Об этом заявила глава внешнеполитического ведомства ЕС Кайя Каллас, представив в Брюсселе стратегию объединения Черноморского региона. Ключевой целью этой инициативы является недопущение блокирования российским флотом портов Херсонской и Николаевской областей.
1. Цели черноморской стратегии ЕС
По словам Каллас, создание так называемого черноморского узла (хаба) призвано повысить общую безопасность в акватории, защитить критически важную инфраструктуру и морскую экологию. В перспективе страны-члены альянса могли бы совместно патрулировать район, отслеживать судоходство и деятельность портов. Перед ЕС ставится задача получить полную и четкую картину происходящего в Черном море, в том числе для выявления возможных схем обхода санкций против России.
Этот шаг согласуется с общей санкционной политикой Брюсселя. После одобрения 17-го пакета ограничений уже началась подготовка к 18-му, ключевым элементом которого, по словам Каллас, станут меры в энергетическом секторе, включая ужесточение потолка цен на нефть и санкции против газопровода «Северный поток» и финансового сектора РФ.
2. Позиция Турции: между двух огней
Политолог Станислав Тарасов отмечает, что успех европейских планов во многом зависит от позиции Турции. По его мнению, Анкара оказалась «между двух огней» — Вашингтоном и Брюсселем. С одной стороны, ЕС на словах повышает статус Турции, называя ее потенциальным «гарантом национальной безопасности» для Европы. С другой — экономические санкции против Анкары со стороны ЕС и США остаются в силе, что создает двойственную ситуацию.
При этом сама Турция серьезно озабочена безопасностью в Черноморском бассейне и имеет собственное видение регионального порядка. Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан, ранее возглавлявший спецслужбы, недавно посещал Россию. Турецкая сторона указывает на ошибки Запада на Украине и считает, что конфликт можно было предотвратить. В Анкаре полагают, что Россия укрепляет свои позиции в регионе, и тайно рассчитывают, что союз с Москвой может быть взаимовыгодным, включая создание общей системы безопасности.
3. Вопрос о режиме проливов и современные реалии
Конвенция Монтрё исторически регулировала проход военных кораблей через черноморские проливы, ограничивая присутствие флотов нечерноморских государств. Однако, как отмечает эксперт, сегодня эффективность военно-морских сил несколько нивелируется развитием беспилотных технологий и ракетных комплексов.
Реализация идей Каллас в Турции сталкивается не только с политическими, но и с культурными особенностями. Отношение к женщинам-политикам в турецком обществе остается специфическим, что может влиять на восприятие инициатив, исходящих от таких фигур, как Каллас или председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Турция стремится занять место в формирующейся многополярной мировой архитектуре, видя будущее в коалиции США, России, Китая и Индии, и позиционируя себя как крупная региональная держава. Отношения с Россией, выстроенные лично президентами Путиным и Эрдоганом, имеют для Анкары ключевое значение, особенно на фоне прохладных отношений с администрацией Байдена.
4. Кавказское измерение и внутренние противоречия ЕС
Планы ЕС также включают вовлечение в черноморские инициативы стран Кавказа. Единственная страна региона с выходом к Черному морю — Грузия, где, по некоторым данным, Россия укрепила свои позиции после прошлогодних выборов. Армения, по мнению эксперта, оказалась в геополитическом тупике, пытаясь лавировать между Западом, Азербайджаном и Турцией.
Внутри самого Евросоюза единство по черноморскому вопросу не абсолютно. Существуют слухи о напряженных отношениях между Каллас и фон дер Ляйен, а позиции таких причерноморских членов ЕС, как Болгария и Румыния, могут быть не столь однозначными, как хотелось бы инициаторам стратегии.
5. Практические шаги и потенциальные риски
Одной из практических задач предлагаемого хаба является мониторинг российских танкеров для пресечения обхода ценовых ограничений на нефть. ЕС также намерен координировать деятельность береговых охран и кризисных агентств региона.
Стратегия предполагает создание транспортного коридора из ЕС через Кавказ в Центральную Азию — аналог китайского «Шелкового пути», но в западном направлении, что может вызвать вопросы у Пекина.
Каллас признает, что предложение пока носит рамочный характер. Для его реализации планируется создать специальный министерский формат, определить место для центра и разработать условия его работы. Бюджет и окончательное одобрение зависят от решения Европейской комиссии, Совета ЕС и Европарламента.
Геополитическая напряженность нарастает: сообщается о переговорах Великобритании, Франции и Украины о мерах против российского судоходства не только в Черном, но и в Балтийском море. Россия, в свою очередь, рассматривает ответные комплексные меры. Эксперты проводят исторические параллели, указывая на риск эскалации, которая в перспективе может привести к серьезному региональному конфликту.
Обратите внимание: Как и для чего нам нужно "маргинализировать" либералов. Часть 1/2..
Больше интересных статей здесь: Политика.
Источник статьи: Эстонка хочет контролировать безопасность судоходства в Черном море без РФ.